Культура, она, оказывается, не для всех. В Большой театр на новогоднюю сказку пустят только богатых.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Культура, она, оказывается, не для всех. В Большой театр на новогоднюю сказку пустят только богатых.8 минут43 прочтенияСегодня
Продажи билетов на новогодний спектакль «Щелкунчик» в Большом театре стартуют 2 декабря. Сообщается, что приобрести билеты можно исключительно на официальном сайте культурного учреждения и по очень высокой цене. Какая-то часть билетов даже будет выставлена на аукцион с начальной стоимостью 100 тыс. рублей за пару. Билеты будут продаваться минимум по два в одни руки.
Все это выглядит как минимум странно, особенно с учетом того, в 2024 году на содержание Большого театра из бюджета было выделено около 7 миллиардов рублей, при этом в следующем году финансирование увеличится.
Глядя на происходящее, понимаешь, что большое искусство, оно, конечно, не для всех. И речь идет не о вкусах россиян, а о том, что с учетом того, какие цены ломит Большой театр, приобщиться к искусству могут позволить себе лишь москвичи, и то из числа тех, кто побогаче. Причем вот что любопытно: в Telegram-каналах можно прочесть призывы приехать 31 декабря в Санкт-Петербург и там насладиться балетом. Получится немного дешевле даже с учетом дороги и проживания.
***
Хотя, если честно, Мариинка тоже не может похвастаться доступными ценами. Так, например, 1 декабря желающим посетить вечерком «Щелкунчика» в северной столице придется приготовить от 6,5 тыс. рублей до 15 тыс. рублей. В ту же цену обойдется и «Легенда о любви» 7 декабря.
Поклонникам оперы повезло чуть больше — она существенно дешевле. За «Соловья» Стравинского днем 8 декабря придется раскошелиться от 800 рублей до 4,8 тыс. рублей, при этом цены честные, поэтому билеты можно приобрести сразу. Правда, справедливости ради стоит заметить, что любителям дешевизны за 800 рублей предложат дальний угол балкона, где единственное, чем можно будет насладиться, так это шикарными интерьерами — голос со сцены вы там просто не услышите. А вот «Пиковая дама» 10-го декабря уже существенно подороже — от 2,4 до 9 тыс. рублей.
Опера "Пиковая дама"Опера "Пиковая дама"
Ну и самое главное — новогодний «Щелкунчик». Вечернее посещение спектакля 31 декабря обойдется от 10 до 28 тыс. рублей. Если сравнивать с ценами на начало декабря, то относительно небольшой скачок цен. А вот если сопоставить с доходами населения, то, честно говоря, непонятно, кто вообще согласится смотреть этого «Щелкунчика» за такие деньги.
Грубо говоря, сходил всей семьей в театр, а потом весь январь, как тот медведь лапу, сосешь. Поэтому неудивительно, что билеты еще есть в продаже. По словам сотрудников театра, вся надежда на москвичей.
В среднем же стоимость билетов на оперу в Мариинке — от 1,3 до 10 тыс. рублей. Если в театр привык ходить всей семьей, то, конечно, дороговато, а главное, что билеты средней ценовой категории (для тех, кому 10 тыс. дорого, но очень хочется, чтобы было видно сцену) хоть и стоят по 5 тысяч рублей, но моментально исчезают.
Приобрести их можно на черном рынке, в самых неожиданных местах — даже в хостелах и квартирах, сдаваемых внаем посуточно с услугами борделя. И это не шутка. Билет в Мариинку, дама с низкой социальной ответственностью и, соответственно, койка. Как говорится, три в одном.
И не сказать, что в Петербурге орудует «билетная мафия». Да, часть выкупают спекулянты (куда же без них), но большую часть билетов выгребают туристы, подавляющее число из которых москвичи, которых местные окрестили «театральными беженцами».
Здание Мариинского театра. Фото: regnum.ruЗдание Мариинского театра. Фото: regnum.ru
***
Но вернемся к тому, с чего начали, — к нашей родной столице. Итак, открываем те же самые даты. Вечером 1 декабря дают балет «Баядерка». Предложение на первый взгляд заманчивое — от 500 до 5 тыс. рублей. Неужели и впрямь пятьсот?!
Идем дальше — 7 декабря. На старой сцене желающим предлагается спектакль «Евгений Онегин», причем по иронии судьбы Мариинского театра. Здесь начинает закрадываться первое подозрение — остался один билет «всего» за … 18 тыс. рублей.
Может тогда в оперу? Но билетов на начало декабря уже нет. На «Бориса Годунова», «Паяцы», «Ариадну на Наксосе» не попасть. Есть лишь два билета по 800 рублей на оперу Мусоргского «Саламбо». Можно успеть посетить «Сорочинскую ярмарку» от 300 до 5 тыс. рублей. Пять, конечно, дороговато, но за 300 рублей, это же просто мечта!
Опера Мусоргского "Борис Годунов" Опера Мусоргского "Борис Годунов"
Вот только не спешите радоваться. Дело в том, что все эти билеты за 300, за 500, а иногда и за 200, хоть и всплывают с завидной регулярностью, но при попытке их приобрести ничего у вас не получится. Вам просто не дадут зарегистрироваться на сайте Большого театра — то неправильный пароль, то неверное количество символов, то неправильно ввели капчу.
Впрочем, есть счастливчики, которым все же повезло урвать билет по дешёвке. Но … Например, билет на «Баядерку» на конец месяца продается за 500 рублей. Однако, во-первых, его продают исключительно по паспорту и только молодежи 14-22 лет, а во-вторых, это стоячие места на балконе. Ах да, в продаже есть еще билеты для ветеранов боевых действий «всего» за 4 тыс. рублей, опять-таки на балконе.
Так же стоя можно посмотреть и «Хованщину», причем всего без всяких кавычек за 300 рублей. Но есть один небольшой нюанс — продолжительность оперы чуть менее 5 часов.
Большой театр. Фото: regnum.ruБольшой театр. Фото: regnum.ru
***
Что же касается «Щелкунчика» в исполнении труппы Большого, то билетов пока нет в продаже. Продавать на него места в последние числа ноября обещали еще полмесяца назад. А теперь вот перенесли на 2 декабря.
Причем приобрести билеты можно будет только онлайн. А это значит, что с учетом запланированных аукционов за билеты будут соревноваться будут не самые заинтересованные и самые настойчивые, а самые богатые. Нет, ну действительно, негоже презренному плебсу находится в одном помещении с людьми из высшего общества. А то, что мечты тысяч детишек о том, что их лучший папа на свете отстоит на холоде очередь и принесет заветный билетик, так и останутся мечтами, так это ничего страшного, кому нужны мы и наши дети.
Нас пытаются убедить, что это сделано для того, чтобы дать по рукам перекупщикам. Ну так в чем проблема — продавайте в кассе по паспорту, поставьте камеры к кассиру, в конце концов поставьте в холле несколько человек, чтобы они наблюдали за действиями продавца. Но нет, у нас, как обычно, не ищут легких путей для людей.
Большой театр. Фото: shoes-web.ruБольшой театр. Фото: shoes-web.ru
***
Вообще, «гениальная» идея продавать билеты продавать на аукционе — это плевок в лицо народу. Всё это ничто иное как лицо того самого свирепого капитализма, с которым наше руководство якобы борется. Да, никто не спорит, в советские времена тоже на фоне дефицита были и злоупотребления, и блат, всё было. Те, кто жил в те времена, отлично помнят, сколько нужно было сунуть на лапу, чтобы подошла очередь на цветной телевизор, на югославскую стенку и т. д. Всё это было. Но была и слаженная работа ОБХСС, и расстрелы особо зарвавшихся торгашей. Вспомнить хотя бы того же директора Елисеевского универмага.
Да, случались и перегибы на местах, и кумовство, но государство хотя бы внешне соблюдало ширму справедливости. Стакан газировки в аэропорту мог стоить на несколько копеек дороже, чем в уличном автомате, но его по крайней мере подавали в красивом стакане. Никто не спорит, в то время был дефицит всего — от мяса и овощей на рынке до собрания сочинений классиков, чешских сапог и югославской мебели… Но каждый гражданин страны имел все шансы добыть желаемое. Да, иногда приходилось отстаивать километровые очереди, и не факт, что тебе достанется. Но когда в летнюю жару в парке продавали 100 стаканчиков пломбира по 20 копеек, то из двухсот человек, налетевших за лакомством, первая сотня самых самых ловких и удачливых уносила заветное мороженое в руках.
А что сегодня? А сегодня пломбир на ВДНХ стоит 350 рублей, стаканчик кофе в аэропорту Шереметьево — 700 рублей, а билет на «Щелкунчика» — от 100 тысяч рублей (ведь меньше чем два билета в одни руки не продают). И это еще не предел — в прошлом году стоимость билета доходила 200 тыс. рублей. В общем, в холод согреваются, в жару охлаждаются, а в новогоднюю ночь смотрят волшебную сказку не самые ловкие и удачливые, а самые богатые.
Балет "Щелкунчик"Балет "Щелкунчик"
Это на самом деле чудовищно. Помните выставки Айвазовского, Серова, Репина? Людям приходилось отстаивать длинные очереди, кто-то злился, кто-то жаловался, а кто-то шутил. Но это и называет жизнь в условиях общего равенства, без социального расслоения. А теперь представьте, что на ту же выставку Репина начнут продавать билеты на аукционе. По залу со скучающим видом ходили бы хозяева жизни со своими зевающими в бриллиантах спутницами, которым больше подходит определение «эскортницы». Если вам кажется, что это из области фантастики, то в Большом театре это происходит уже прямо сейчас.
***
Ну и многих наверняка интересует, а кто же автор этой идеи? А это петербуржец Валерий Гергиев, которого вообще не пойми кто и зачем поставил руководить Большим театром. При этом Валерий Абисалович продолжает руководить Мариинкой, главное здание которого находится сегодня в крайне плачевном состоянии, а бутерброды по советскому образцу стоят в буфете по 700 рублей.
С его приходом в Большой был установлен ежемесячный размер оплаты труда гендиректору культурного учреждения в размере 691 тыс. рублей. Справедливости ради стоит отметить, что его предшественник Владимир Урин получал на 100 тысяч рублей больше. Зато Валерий Абисалович продолжает получать зарплату в Мариинке, которая, судя по имеющейся информации, составляет около 700 тысяч рублей.
Про доходы Гергиева вообще ходят легенды. Еще в 2012 году издание «Forbes» утверждало, что его заработок составляет 16,5 млн долларов в год. Небезызвестный оппозиционер по имени Алексей в 2022 году обнаружил у Гергиева недвижимость в Нью-Йорке, дома в Испании, три квартиры в Санкт-Петербурге, шикарные апартаменты в Москве, дачу и даже собственный концертный зал в посёлке Репино. Причем начиная с 2017 года Валерий Абисалович почему-то забывает все это богатство указывать в декларациях, хотя и является госслужащим. Видимо, просто запамятовал…
Не обделены рублем и пять замов Гергиева, которые получают в Большом от 558 до 700 тысяч рублей ежемесячно.
Теперь о доходах театров в целом. Свежих данных нет, но, например, доходы Мариинки в 2019 году оценивались почти в 7 миллиардов рублей. Сейчас, по подсчетам экспертов, около 8 миллиардов. В Большом доходы примерно такие же, плюс-минус. А Гергиев, напомним, числится в обоих культурных учреждениях.
Спрашивается, зачем тогда мы тратим такие колоссальные деньги на содержание гостеатров, когда они вполне себе самоокупаемые? Нас с высоких трибун убеждают, дескать, поддержка театров сегодня необходима как никогда, надо сохранять русскую культуру, балетную школу, оперные традиции и т.д. Но позвольте, получается, что теперь все это сохраняется исключительно для толстосумов, большая часть которых — это выходцы из 90-х со всеми вытекающими? А что тогда для народа? А для народа доллар по 115 рублей и успокаивающие слова Дмитрия Пескова о том, что ничего страшного не происходит.