Курс имеет значение: как девальвация рубля стала стимулом для роста производства с/х техники
ЦМАКП на прошлой неделе опубликовал примечательное исследование об уязвимости отраслей российской экономики к колебаниям рубля и оптимальном соотношении рубля к доллару. Зона безубыточности для производства товарной категории «прочие транспортные средства и оборудование» составила» 61 рубль за 1 доллар.
В эту категорию входит производство сельскохозяйственной техники. Ещё в начале июня с/х машиностроители жаловались на хлынувшие на внутренний рынок с/х машины из Китая и Турции, которые на 35-40% дешевле отечественной и просили ввести утилизационный сбор на с/х технику из Азии.
Интересно то, что девальвация рубля после 2014 года сделала возможным увеличение производства с/х машин. В 2007 году «Ростельмаш» купил канадский тракторный завод, выпускавший тракторы Buhler Versatile (Бюллер Версатайл). В 2009 году крупноузловую сборку этих тракторов организовали в Ростове-на-Дону под брендом RSM. До 20214 года создавать полный цикл производства тракторов в России было невыгодно, о чём директор предприятия Константин Бабкин писал в статье «Почему тракторный завод останется в Канаде».
Но потом сильно упал рубль, а государство нарастило поддержку с/х: предусмотрело компенсацию аграриям до 30% от стоимости с/х техники (ПП №1432), запустило СПИКи, ввело утилизационный сбор на с/х технику и обеспечило доступность льготного лизинга. Заодно начали расти доходы аграриев – появился спрос на технику.
Но спусковым моментом была девальвация рубля: стало выгоднее производить в России, чем импортировать.
«Ростельмаш» сориентировался и сейчас реализует три инвестиционных проекта:
1. Строит первый в постсоветской истории тракторный завод мощностью 5 тыс. тракторов RSM. Сроки запуска завода из-за санкций и логистических сбоев сдвинуты на середину 2023 года. Там будут производить 5 серий сельхозтракторов, 4 вида дорожно-строительной техники.
2. Восстанавливает с/х машиностроение на площадке бывшего ТагАЗа (он же Таганрогский комбайновый) по производству прицепной и навесной сельхозтехники, где к 2024 году будут работать 500 человек, а к 2025 году выпускать 5 тыс. единиц техники в год.
3. Локализует производство узлов и агрегатов для с/х техники. К осени 2020 «Ростсельмаш» года организовал лицензионное производство по полному циклу механических трансмиссий Quadshift 12×4 японской компании Okubo Gear. Теперь же происходит дальнейшее углубление производства – организовывается площадка для выпуска валов и зубчатых колёс, а также строится завод площадью 70 тыс. м2 по выпуску автоматических и механических трансмиссий, мостов и редукторов для комбайнов и дорожно-строительной техники. 1,5 тыс. сотрудников будут изготавливать компоненты, которых будет достаточно для производства 20 тыс. единиц техники.
Параллельно компания ведёт активные конструкторские работы в собственном КБ, где разрабатывает экскаватор-погрузчик, телескопические и фронтальные погрузчики, а также 51 модели прицепной техники. Заодно «Ростельмаш» ищет компании для замены 1,5 тыс. товарных позиций, которые ранее импортировали из недружественных стран.
В общем, когда чиновники бухтят о курсе рубля, а бизнесмены жалуются на его излишнее укрепление, то делают это они не просто так. Баланс рубля к другим валютам важен не только в разрезе отдельных отраслей экономики, но и для страны в целом. Не зря же страны периодически начинают друг с другом валютные войны, девальвируя свою валюту, для стимуляции экспорта и отсечения импорта.