Lada Aura — рекордный провал «АвтоВАЗа» или иллюзия импортозамещения?

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Lada Aura — рекордный провал «АвтоВАЗа» или иллюзия импортозамещения?СегодняСегодня872 минLada Aura — рекордный провал «АвтоВАЗа» или иллюзия импортозамещения?

«По многим характеристикам эта машина превосходит зарубежные аналоги», — заявил глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов на встрече с президентом Владимиром Путиным 9 октября 2024 года, представляя новую модель Lada Aura. Прошёл почти год — и реальность внесла жёсткую поправку в эти слова.

За первые восемь месяцев 2025 года в России было продано всего 792 автомобиля Lada Aura, из которых лишь 53% пришлось на частных покупателей. Остальные машины ушли юридическим лицам — вероятно, госструктурам и корпоративным заказчикам, которым, в отличие от обычных граждан, не дано выбирать.

Для сравнения: за тот же период в России ежемесячно продаётся более 100 экземпляров этой модели — цифра, которая в лучшем случае вызывает улыбку, а в худшем — вопросы к самому факту запуска серийного производства. Ведь чтобы оправдать мощности конвейера, нужны десятки тысяч, а не сотни машин в год. Как ни крути, для таких объёмов продаж не нужно ни заводов, ни миллиардных инвестиций, ни громких заявлений о «прорыве в бизнес-сегменте».

В одном из Telegram-каналов появилась информация, что низкий спрос вынудил «АвтоВАЗ» пересмотреть производственные планы по Lada Aura. Предприятие яростно отрицает эти сведения, но цифры говорят сами за себя: если бы автомобиль действительно «превосходил зарубежные аналоги», его раскупали бы не только в России, но и за рубежом. Однако экспорт Lada Aura — нулевой. Ни в Казахстане, ни в Армении, ни в Беларуси, ни тем более в странах БРИКС+ или ШОС — нигде нет ни очередей, ни даже интереса.

Это особенно показательно на фоне слов Владимира Путина, сказанных ещё в 2019 году:

«Важно только обеспечить качество, а вот качество можно будет обеспечить, если будем выходить на рынки третьих стран. Тогда это будет не какой-то „квасной“, чисто российский продукт, а именно международного уровня». Lada Aura — яркий пример обратного: продукт, который не выдерживает даже внутренней конкуренции, не говоря уже о международной.

Ирония в том, что любой зарубежный автоконцерн, получив те же бюджетные миллиарды, что выделяются «АвтоВАЗу», создал бы конкурентоспособный автомобиль — с продуманной эргономикой, современной электроникой, надёжной сборкой и, главное, спросом. Но «АвтоВАЗ» за всю свою историю так и не выпустил ни одного автомобиля, который бы добровольно покупали бы за пределами России — не из патриотизма, а из-за реальных преимуществ.

Lada Aura — не просто провал модели. Это провал всей концепции «импортозамещения через административный заказ». Машина, которую никто не хочет покупать, но которую всё равно производят — за счёт государственных субсидий, льгот и протекционистских мер. В итоге получаем не конкурентоспособную промышленность, а замкнутую систему, где деньги вкладываются в бездонную яму, а результат измеряется не рынком, а отчётами перед чиновниками.

Пока «АвтоВАЗ» продолжает строить иллюзии вместо автомобилей, российский автопром будет оставаться символом упущенных возможностей — и напоминанием о том, что качество нельзя указать приказом, а доверие потребителя — купить за бюджетные рубли.

Источник