Лавров не позволил Пашиняну поднять свой рейтинг перед выборами в Армении
На саммите в Душанбе главы МИД стран-участниц военно-политического блока отклонили запрос Еревана на коллективное вмешательство в ее пограничный спор с Баку
19 мая в Душанбе состоялось встреча министров иностранных дел шести постсоветских стран, входящих в созданный по инициативе Москвы почти 20 лет назад блок ОДКБ. Главная интрига саммита состояла в том, как его участники и в первую очередь Сергей Лавров выйдут из непростой ситуации, в которую их поставил и.о. премьера Армении Никол Пашинян. На прошлой неделе Ереван направил в Организацию запрос на задействование предусмотренного статьей 2 Договора о коллективной безопасности, но на практике никогда не применявшегося механизма коллективного реагирования в связи с «вторжением» азербайджанской армии на территорию Армении в районе озера Сев Лич. Тем самым Пашинян рассчитывал поправить в глазах избирателей свой пошатнувшийся после поражения во Второй карабахской войне имидж решительного политика, пекущегося о благе нации, перед внеочередными парламентскими выборами, которые должны состояться в республике уже через месяц. Однако хитрый маневр успеха армянскому политику не принес – собравшиеся в столице Таджикистана министры посчитали, что пограничный инцидент у Сев Лич не создает угрозы независимости, территориальной целостности и суверенитету Армении и подлежит урегулированию в рамках переговоров с Азербайджаном при посредничестве России без участия ОДКБ.
Первое с 2019 года заседание Совета министров иностранных дел ОДКБ в очном формате проходило на неблагоприятном информационном фоне: помимо очередного обострения противоречий между Арменией и Азербайджаном, ему предшествовал едва не переросший в полноценные боевые действия «конфликт у водокачки» на границе Киргизии и Таджикистана, а также анонсированный США вывод войск из Афганистана к 11 сентября и озвученное Вашингтоном намерение переместить их в Центральную Азию.
Однако в центре внимания на саммите в Душанбе был именно армянский кейс. Во время и после прошлогодних осенних боев в Карабахе оппозиция постоянно упрекала Пашиняна в том, что он даже не пытался апеллировать к ОДКБ, хотя азербайджанские ракеты и снаряды десятки раз залетали на территорию собственно Армении.
Поэтому, когда недавно около батальона азербайджанских солдат появились на берегу Черного озера (армяне называют его Сев Лич, азербайджанцы – Карагёль), зайдя на территорию, которую Ереван считает своей на три километра, глава кабмина как бы «исправил ошибку», потребовав от ОДКБ вмешаться.
Строго говоря, для решения возникшей проблемы Еревану следовало обратиться к России, выступающей посредником и арбитром в диалоге с Баку: трудно представить, что другие члены ОДКБ – Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан захотят вмешиваться в этот процесс и тем более направлять свои контингенты на Кавказ, где и так уже размещены российские войска.
Но Пашиняну надо было придать ситуации максимальное геополитическое звучание, втянув в нее как можно больше внешних игроков. Это было необходимо не столько для того, чтобы реально разрешить конфликт у Черного озера, сколько для демонстрации электорату широкой международной поддержки позиции Еревана. Отчасти это ему удалось: несколько дней назад президент Франции Макрон потребовал от Азербайджана немедленно вывести войска из Армении. Причем сделал это через Facebook на армянском языке, за что получил от соотечественников, уставших от чрезмерной геополитической активности своего лидера в ущерб внутренним делам, десятки тысяч дизлайков.
Однако заставить плясать под его дудку ОДКБ Пашиняну не удалось. Накануне саммита в Душанбе Лавров дал оценку ситуации у Черного озера, сделав акцент на том, что ни стрельбы, ни жертв там не было. Глава МИД РФ, отметив участие российских военных в достижении разрядивших обстановку договоренностей, заключил, что не стоит «нагнетать эмоции» в этом «спокойно урегулируемом вопросе».
Конфликт, которому Пашинян из предвыборных соображений пытался придать вселенский масштаб, проистекает из разных трактовок Арменией и Азербайджаном линии начертания границы. Такая же причина была и у инцидента в конце апреля у села Кок-Таш в Ферганской долине, который некоторые диванные эксперты поспешили назвать преддверием «нового Карабаха». В отличие от Черного озера, там погибли десятки киргизов и таджиков, сотни получили ранения и увечья, тысячи вынужденно покинули свои дома.
Однако ни Душанбе, ни Бишкек даже не стали пытаться активировать механизмы ОДКБ, сразу приняв посредничество Москвы. К моменту встречи в Душанбе во многом благодаря усилиям России конфронтацию удалось притушить: стороны договорились убрать войска от границы и провести ее полную делимитацию. Хотя этот процесс будет долгим, градус напряженности в отношениях двух центрально-азиатских республик, состоящих в ОДКБ, снизился, о чем свидетельствует приезд в таджикскую столицу главы МИД Кыргызстана.
Но у Пашиняна иной приоритет: ему надо сохранить власть, любой ценой победив на выборах. То, что своими запросами в ОДКБ он ставит в неудобное положение Россию, которой важно сохранить хорошие отношения не только с Арменией, но и с Азербайджаном, бывшего «народного премьера» мало заботит.
По-человечески понять Пашиняна можно. Во многом спровоцировав своими провокационными заявлениями бесславную войну в Карабахе, он сегодня за счет привычного популизма пытается вернуть симпатии электората, не заботясь соблюдением приличий в отношениях с партнерами, от которых, кстати, во многом зависит его будущее.
Конечно, Россия и лично Лавров продолжат заниматься урегулированием армяно-азербайджанского конфликта, включая пограничный инцидент у Черного озера, стараясь найти компромисс. Но осадочек от поведения армянского лидера, которое трудно назвать иначе как провокационным, в Кремле и на Смоленской площади останется…