Лекция А. Б. Орлова «Человекоцентрированный подход от психотерапии к психопрактике» — часть третья
Лекция А. Б. Орлова «Человекоцентрированный подход от психотерапии к психопрактике» — часть третья
Но опять, очень лаконично, пытаясь предельно компактно, изложить эту историю: если всё началось с Фрейда, его ближайших последователей, то есть Юнга и Адлера, поначалу, и в каком-то смысле психоанализ и тот раздел психологии личности, который традиционно называют глубинная психология личности, был неким основанием, вот этой питательной средой, на которой возникли первые психотерапевтические формы, то потом развитие приобрело вообще непредсказуемый характер. Потому что стали возникать психотерапевтические направления, основанные на поведенческой психологии, например, совсем другой корень; на когнитивный психологии, совсем другой корень; стали возникать очень сложные амальгамы между всеми этими направлениями и т. д., и т. д.
И к началу сороковых годов ситуация была уже не такая, не такая однородная, хотя, конечно, мы должны сказать, что в то время мейнстримом психотерапии оставался психоанализ.
И выражение «психотерапевт» и «психоаналитик» в значительной степени были синонимичны.
В эту ситуацию приходит Роджерс. Но что интересно, в отличие от своих, большинства своих крупных предшественников, он приходит в эту сферу не через, как это сказать, центральный вход, а центральным входом был психоанализ. Изучение психоанализа, подготовка психоаналитическая и т. д., и т. д.
И повторяю, все заметные фигуры психотерапии того времени, так или иначе проходят через этот портал. Даже американцы. Я знаю очень известного автора, который знаком, наверное, всем людям, которые изучают психологическое консультирование, психотерапию, — Ролло Мэя.
Он ведь тоже, как бы не имея изначально базового психологического образования, и уже кое-что сделав в это области консультативной психологии, потом вернулся к систематически психоаналитической подготовке, так сказать, слился с мейнстримом. Это было очень характерно для того времени, и очень показательно для того времени.
Но на этой территории оказывается Роджерс. У него нет медицинской подготовки, базовой, и у него нет, в строгом смысле, базовой психологической подготовки. Уж если мы посмотрим на его образование, в его активе: теологический колледж для начала, потом педагогический колледж, и потом университеты, в которых он получал, как бы, я бы так сказал, психологическое образование несколько вдогонку, уже которое наслаивалось на те формы образования, которые приобрёл сначала.
Примечательно, что его первичная профессиональная ниша тоже не может быть названа психологической, я уже не говорю, психотерапевтической.
Это была сфера, которую правильнее назвать: сфера социальной работы. Работа с родителями, работа с детьми, сложными детьми, в том числе, криминальными детьми и т. д., и т. д.
И по началу он был не явлен, как психотерапевт совсем. Его занимали вопросы, например, связанные с прецедентами правонарушений у детей подростков. И он решал эти вопросы, как человек, имеющий в своём активе знакомства с психологическими методиками. То есть он подходил к решению этих вопросов, как психодиагност.
Он проводил исследования, он пытался понять, как сейчас говорят, каковы предикторы рецидивов. Что нужно сделать с ребёнком, чтобы он встал наконец на путь истинный и не отклонялся, не девиировал в эту девиантную сторону.
(продолжение следует)
Источник:
лекция в МГУ