Лицемерие США в отношении Украины и «сфер влияния»

Лицемерие США в отношении Украины и «сфер влияния»

Ввод войск России на Украину «во многих отношениях больше, чем Россия, он больше, чем Украина», заявил недавно представитель Госдепартамента США Нед Прайс, — «Здесь поставлены на карту принципы. Каждая страна имеет суверенное право определять свою собственную внешнюю политику, имеет суверенное право определять для себя, с кем она будет ассоциироваться в плане своих союзов, партнерств и в каком направлении она желает направить свой взор».

Соединенные Штаты, как заявил в прошлом году госсекретарь Энтони Блинкен, не признают «сфер влияния», добавив, что от этой концепции «следовало отказаться сразу после Второй мировой войны». Это благородные, но пустые слова, потому что они явно не применимы к Западному полушарию. Возьмем Кубу, которая продолжает страдать от эмбарго, которое действует уже 60 лет. Это, а также пандемия Covid-19 и отказ бывшего президента Дональда Трампа от либерализации эпохи Обамы — репрессии, поддерживаемые администрацией президента Джо Байдена, — нанесли удар по экономике острова. Еды и лекарств не хватает; многие молодые и предприимчивые кубинцы покидают остров. Давление в значительной степени способствовало протестам, потрясшим остров в июле прошлого года.

Да, однопартийный режим остается и по-прежнему подавляет многих инакомыслящих. Но, эмбарго и связанная с ним политика терпели неудачу в течение шести десятилетий и 11 президентов США. Кубинцам до сих пор аплодируют за их гуманитарную деятельность, отправку врачей на помощь при стихийных бедствиях в развивающемся (и развитом) мире. Соединенные Штаты и Куба сотрудничают в усилиях по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и ограничению терроризма. Тем не менее, эмбарго продолжается, наказывая кубинский народ, и это будет длиться до тех пор, пока он не избавится от правительства, которое Соединенные Штаты не одобряют. Вот вам и «выбор собственного пути».

Куба не одинока. Соединенные Штаты ввели жесткие санкции против Венесуэлы и Никарагуа за поддержку режимов, против которых выступает Вашингтон. Даже недавние санкции против России, говорит Хуан Себастьян Гонсалес, старший директор по делам Западного полушария в Совете национальной безопасности США, разработаны таким образом, «что они окажут влияние на те правительства, которые имеют экономические связи с Россией, и они начнут чувствовать давление; Никарагуа начнет ощущать давление; как и Куба».

В то же время истеблишмент национальной безопасности США бьет тревогу по поводу растущего присутствия Китая в Западном полушарии. В настоящее время Китай является ведущим торговым партнером Латинской Америки, а также ведущим источником прямых инвестиций и финансирования. Заинтересованный в безопасном доступе к экспортным сырьевым товарам, Китай помог региону после финансового кризиса 2008 года с помощью инвестиций, которые создали рабочие места и помогли снизить уровень бедности в регионе. Во время пандемии китайцы спешно забросили в регион вакцины (следует отметить сомнительной эффективности) и обеспечили постоянный спрос на продукцию.

Все это вызывает опасения по поводу поддержки Китаем тех, кого критикуют как «популистские» правительства от Аргентины до Венесуэлы. Уже кабинетные стратеги прикидывают, как реагировать на угрозу, исходящую от китайской торговли, инвестиций и финансирования. Эван Эллис, профессор Института стратегических исследований Военного колледжа армии США, написал отчет для Центра стратегических и международных исследований под названием «Подготовка к ухудшению стратегической среды Латинской Америки и Карибского бассейна», в котором говорится, что Соединенные Штаты не имеют ресурсов, чтобы конкурировать с Китаем за инвестиции и помощь региону.

Эллис приводит пугающие доводы в пользу агрессивного наращивания военной мощи США в регионе, усиления пропагандистской кампании, направленной на дискредитацию любых правительств, дружественных Китаю, помощи «потенциальному содействию движениям сопротивления» китайскому, российскому и иранскому влиянию и, конечно же, усиления санкций для тех, кто «заблудился». Профессор не упомянул «принцип», позволяющий нациям выбирать свой собственный курс.

Другой пример этой точки зрения исходит от обозревателя Washington Post Роберта Кагана, который утверждает в Foreign Affairs, что Соединенные Штаты должны принять на себя роль глобального гегемона. Это обязанность, а не выбор. Он пишет: — «Сильная в военном, экономическом и культурном отношении страна оказывает влияние на другие государства одним лишь своим присутствием, подобно тому, как большее тело в космосе влияет на поведение меньших тел своим гравитационным притяжением». Соединенные Штаты запутались, потому что «то, что они предлагают, действительно привлекательно для большей части мира». Но в его собственном полушарии «притяжение» исходит не от Соединенных Штатов, находящихся в упадке, а от Китая, который находится на подъеме, предлагающего рынки, деньги, инвестиции и модель управления: «капитализм с китайской спецификой».

Если истеблишмент национальной безопасности будет добиваться своего, Соединенные Штаты не позволят своим соседям выбирать собственную политику. Они будут продвигать свою пропаганду, укреплять коррумпированные элиты и угрожать или налагать санкции на тех, кто не соответствует «модели», которая неоднократно терпела неудачу в Западном полушарии.

В международных отношениях распространено лицемерие. Соединенные Штаты отстаивают «порядок, основанный на правилах», при котором они устанавливают правила и освобождаются от них, когда это необходимо. «Принцип» уважения наций и их права выбирать свой путь — это хорошо. Страны собственного полушария Америки желают, чтобы США практиковали это, а также проповедовали это.

КАТРИНА ВАНДЕН ХЕВЕЛ, главный редактор и издатель The Nation, а также президент Американского комитета за соглашение между США и Россией (ACURA). Эта статья распространяется Globetrotter в партнерстве с The Nation