Лифт за границу. Что будет с отечественным лифтостроением

Один из крупнейших мировых производителей лифтов – финская Kone – объявила об уходе с российского рынка, на котором была представлена с 1935 года. Kone передаст контроль над своими российскими подразделениями менеджменту, выполнит все подписанные контракты, обеспечит гарантийный ремонт и обслуживание оборудования. Но после закрытия сделки – через три месяца – российская часть компании будет функционировать под другим названием, а финская Kone перестанет поставлять оборудование на российский рынок.

Kone – не первый производитель листов, объявивший о своём уходе из России: в марте с рынка после 129 лет работы ушла американская компания Otis.

На Kone и Otis приходилось соответственно 3% и 16% российского рынка лифтов, однако у последней производство было локализовано в России. На остальные компании – немецкую TK Elevator, швейцарскую Schindler, греческую Kleemann и французскую Sodimas приходилось в сумме 6% российского рынка лифтов, но из них о приостановке деятельности в России заявила лишь TK Elevator.

Таким образом, несмотря на уход иностранных компаний, лифтами российский рынок будет обеспечен – 75% рынка контролируют российские и белорусские производители («Могилёвлифтмаш»). Однако уход Kone и Otis негативно скажется на сегменте скоростных лифтов, которые устанавливают в высотки и небоскрёбы, – такие лифты в России не выпускают в силу отсутствия в советские и постсоветские годы массового строительства высотных зданий.

Отечественная промышленность без проблем выпускает лифты с высотой подъёма до 100 метров (30 этажей) и скоростью движения кабины в 4 м/с. Однако для небоскрёбов нужны лифты с со скоростью движения кабины свыше 9 м/с, которые отличаются большим комфортом и специализированной отделкой кабины.

Пока Минпромторг и строительные компании ищут замену продукции ушедших компаний в странах Азии, а «Дом.РФ» вынашивает планы по созданию лифтового холдинга, который закроет 40% потребностей российского рынка. Планируется, что в холдинг войдут Шербинский лифтостроительный завод, Карачаровский механический завод и омский «Сиблифт».

Лифт за границу. Что будет с отечественным лифтостроением

Два последних завода проходят через процедуру банкротства, а их основным кредитором является «Дом.РФ». Ещё одно направление работы перспективного холдинга – посредничество между застройщиками и азиатскими производителями в выпуске недостающего в России лифтового оборудования.

В общем, уход иностранцев не смертельный, однако ударит по высоткам и коммерческой недвижимости. Впрочем, уход – это шанс объединить производителей лифтов и нарастить уровень локализации продукции, отказавшись от импорта лебёдок, тросов и электронных компонентов.