Топливный парадокс: почему на заправках вводят лимиты при отсутствии дефицита бензина

https://amur-news.net/img/20250911/ca699fa1b3e027a797596272c9d8fc80.jpg

Лимиты на бензин и ограничения продаж

Ситуация на российском топливном рынке вновь вызывает беспокойство у автовладельцев. В различных регионах страны на автозаправочных станциях, особенно независимых, вводятся ограничения на объемы продаж топлива, а где-то бензин пропадает на несколько дней. Сообщения о подобных перебоях, сопровождаемые фотографиями очередей и пустых колонок в социальных сетях, закономерно рождают вопрос о надвигающемся топливном кризисе. Однако эксперты утверждают, что реальная картина значительно сложнее и обусловлена не физической нехваткой бензина, а глубокими экономическими дисбалансами в отрасли.

По словам эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, текущие проблемы носят в большей степени ценовой и конкурентный характер. Современные вызовы связаны прежде всего с механизмами ценообразования и острой конкуренцией между крупными сетевыми игроками и независимыми АЗС. Физического дефицита топлива в масштабах всей страны в настоящее время не наблюдается, но рыночные условия создают ситуацию, при которой независимым заправкам становится невыгодно торговать бензином без ограничений.

«Главная причина – резкий рост цен на бирже. В августе 95-й бензин, а в сентябре 92-й обновили исторические рекорды стоимости. Для независимых АЗС, которые закупают топливо именно через биржевые торги, это означает, что они покупают бензин по высоким ценам. Чтобы не работать в убыток, они должны были бы повышать цены на заправках. Но сделать это они не могут: в регионах, где конкурируют с крупными вертикально интегрированными компаниями, те продают топливо собственным сетям АЗС напрямую с НПЗ, минуя биржу, и удерживают цены ниже. Если независимые станции поднимают ценник, автолюбители просто переходят к конкурентам. А там, где конкуренция слабее, на рынок пристально смотрит ФАС», — пояснил специалист.

Этот ценовой парадокс ставит независимые АЗС в практически безвыходное положение. Они оказываются зажаты между необходимостью закупать топливо по высоким биржевым ценам и невозможностью адекватно поднять розничную стоимость из-за давления конкурентов и регулятора. В таких условиях единственным способом минимизировать убытки становится сокращение объемов продаж или временное прекращение торговли, что со стороны и воспринимается как дефицит.

Давление конкуренции и роль Федеральной антимонопольной службы

Ключевым фактором, не позволяющим независимым заправкам нивелировать рост биржевых цен за счет розницы, является жесткая конкурентная среда. Крупные вертикально интегрированные нефтяные компании, владеющие собственными нефтеперерабатывающими заводами, сетями АЗС и логистикой, имеют значительное преимущество. Они поставляют топливо на свои заправочные станции по внутренним трансфертным ценам, которые могут быть существенно ниже биржевых котировок. Это позволяет им удерживать розничные цены на привлекательном для потребителей уровне даже в периоды взлета стоимости на бирже.

В регионах с высокой конкуренцией независимые АЗС просто не могут поднять цены, не потеряв при этом всех клиентов. Там же, где конкуренция ослабевает, на сцену выходит Федеральная антимонопольная служба. ФАС внимательно следит за ценообразованием на рынке и пресекает попытки необоснованного завышения цен. В результате независимые операторы лишены маневра и вынуждены продавать топливо практически в ноль или даже в убыток, что экономически нецелесообразно.

«Антимонопольная служба не позволяет поднимать цены выше уровня сетевых АЗС, иначе появляются обвинения в необоснованном росте цен. В итоге независимые заправки оказываются в ситуации, когда закупают дорого, а продавать вынуждены дешевле. Чтобы не разоряться, они сокращают закупки или работают минимальными объемами. Именно поэтому на таких АЗС возникают перебои с топливом – иногда по несколько дней нет бензина. При этом у вертикально интегрированных компаний таких проблем не наблюдается, за исключением кратковременных задержек с доставкой», — отметил эксперт.

Таким образом, видимость дефицита создается не из-за отсутствия топлива в стране, а из-за того, что значительная часть рынка — независимые АЗС — временно сокращает свою активность по экономическим причинам.

Логистический фактор и региональные особенности

Усугубляет ситуацию сложная логистическая обстановка. Нарушение привычных цепочек поставок вынуждает перевозчиков искать более длинные и сложные маршруты, что приводит к задержкам и повышению затрат. Нехватка подвижного состава — вагонов-цистерн и автовозов — становится дополнительным препятствием для своевременного обеспечения удаленных регионов.

«Дополнительным фактором является логистика. Из-за регулярных ударов по инфраструктуре страдают топливные базы и цепочки поставок. Вагоны и автовозы вынуждены вести топливо дальше и дольше, подвижного состава часто не хватает. Это еще больше осложняет снабжение, особенно в приграничных и удаленных регионах. В Крыму ситуация острее всего: там почти нет сетей вертикально интегрированных компаний, логистика сложнее, часть баз повреждена, поэтому независимые АЗС там особенно уязвимы. На Дальнем Востоке добавляется фактор нехватки перерабатывающих мощностей. Физического дефицита бензина в масштабах страны пока нет. В обычном порядке 90% произведенного топлива идет на внутренний рынок, 10% – на экспорт. Если 10% мощностей находится в ремонте, это, конечно, уже рискованно. Но нынешние ограничения связаны прежде всего с нежеланием независимых игроков торговать в убыток», — подчеркнул эксперт Финансового университета.

Особенно остро проблемы ощущаются в Крыму и на Дальнем Востоке. В Крыму, который сильно зависит от поставок с материка и где повреждена часть инфраструктуры, сбои носят более системный характер. На Дальнем Востоке к логистическим трудностям добавляется дефицит локальных перерабатывающих мощностей, что делает регион особенно уязвимым к любым колебаниям на федеральном уровне.

Риск самореализующегося прогноза и сезонное смягчение

Главная опасность текущей ситуации, по мнению аналитиков, заключается в риске развития паники. Если автомобилисты, опасаясь длительного дефицита, начнут массово скупать бензин впрок и создавать запасы, это может спровоцировать реальный кризис. Ажиотажный спрос приведет к резкому опустошению запасов на АЗС, которые физически не будут успевать пополняться. Это, в свою очередь, вызовет новый виток роста цен на бирже, что еще больше усугубит положение независимых операторов и закрепит негативную тенденцию.

Однако в настоящее время действует смягчающий сезонный фактор. С окончанием летнего сезона традиционно снижается активность автомобилистов, что ведет к падению спроса на бензин.

«Сейчас обострение смягчается сезонным фактором: автосезон заканчивается, спрос на бензин падает, поскольку сельское хозяйство, грузоперевозки и коммунальная техника работают на дизеле. Снижение потребление уменьшает давление на рынок, и биржевые цены начинают снижаться. Это постепенно делает торговлю снова рентабельной без необходимости поднимать розничные цены, и ситуация стабилизируется», — заключил Юшков.

Снижение спроса оказывает понижательное давление на биржевые котировки. По мере того как биржевые цены на топливо будут снижаться, исчезнет и фундаментальная причина кризиса — разрыв между закупочной и розничной стоимостью для независимых АЗС. Это позволит им вернуться к нормальной работе без убытков, и видимые признаки дефицита исчезнут.

Таким образом, текущие перебои с бензином являются в большей степени отражением структурных проблем рынка, нежели признаком общегосударственного топливного кризиса. Разрешение ситуации зависит от нормализации биржевых цен и адаптации всех участников рынка к новым экономическим условиям.