Литовские эксперты: «Остановка транзита «Беларуськалия» не должна сильно повлиять на экономику Литвы»

Мне интересно понять логику литовских экспертов, честно. Когда они прогнозируют потерю 0,2-0,3% от ВВП и называют это небольшими потерями, то выглядит это по меньшей мере весьма странно. Некоторые страны в ЕС радуются такому росту ВВП, но литовские экономисты и власти страны видимо готовы принести жертву ради удовлетворения желаний США.

Литовские эксперты: "Остановка транзита "Беларуськалия" не должна сильно повлиять на экономику Литвы""Потери будут локализованы, убытки понесет компания ЛЖД, Клайпедский порт, еще несколько компаний, некоторую часть дохода потеряет госбюджет, однако значительного макроэкономического эффекта не будет", — заявил экономист банка Swedbank Нериюс Мачюлис.

Потеря нескольких миллиардом долларов это не очень значительный эффект для экономики маленькой страны? Потеря налогов государством, потеря рабочих мест и затраты на выплаты безработным видимо для этого экономиста это незначительные потери. Ведь макроэкономические показатели упадут на десятые доли процента.

На самом деле потери будут и весьма приличные, не только для государства и госкомпаний, но и для частного бизнеса.

Литовские эксперты: "Остановка транзита "Беларуськалия" не должна сильно повлиять на экономику Литвы"

"Несмотря на то, что объемы перевозок товаров "Беларуськалия" в Литве очень велики, основные компании-перевозчики — это госпредприятия. Это значит, что возможные убытки будут компенсированы. Это может означать дополнительную нагрузку на госбюджет, однако значительного воздействия на экономику Литвы это не окажет", — заявила глава Отдела исследований и анализа агентства по развитию предпринимательства Versli Lietuva Йоне Каляндене.

Литовские железные дороги это государственное предприятие и это основной перевозчик белорусских удобрений в порт Клайпеды, это факт. Вот только оценки убытков от прекращения транзита очень сильно разнятся. Я склонен верить оценке директора Lietuvos geležinkeliai.

И снова эксперт заявляет о незначительном воздействии на экономику Литвы. Знаете, возникает ощущение, что эти экономисты и ряд комментаторов "из Литвы" работают по одной методичке, достаточно вспомнить Игнаса и Мариуса с их шапкозакидательством, очень похоже.

А мне хочется напомнить про соседнюю Латвию, где тоже говорили о том, как отказ от транзита не повлияет на экономику, железную дорогу и так далее. Сколько волн сокращений сотрудников на железной дороге в Латвии уже прошло? Сколько вагонов, рельс и так далее уже продано на торгах?

Вернемся в Литву. Экономисты как-то забывают, что в процессе транзита работают не только государственные компании, есть ещё и частные фирмы, например Biriu kroviniu terminalas, занимающийся перевалкой удобрений в Клайпеде и принадлежащий на 70% литовскому бизнесмену Игорю Удовицкому. Кто будет возмещать ущерб для его компании?

Литовские эксперты: "Остановка транзита "Беларуськалия" не должна сильно повлиять на экономику Литвы"

Позиция литовских экспертов удивляет. Они надеются на компенсации со стороны Евросоюза и США, которые были инициаторами введения санкций против белорусских компаний. Но вот за потерю транзита нефтепродуктов Литве никто ничего не заплатил, хотя терминал в Клайпеде понес значительные убытки, как и компания Lietuvos geležinkeliai, потерявшая достаточно большое количество грузов.

Не было компенсаций тогда, скорее всего не будет и в этот раз.

Возникает извечный вопрос, а что же делать в случае остановки транзита удобрений?

"Эта ситуация обнажила уязвимость модели работы в тандеме порта и железных дорог: хотя геополитические отношения с восточными соседями с 2014 года сильно обострились, не были предприняты меры по диверсификации грузопотоков и снижению политических рисков в этом бизнесе", — отметила экономист компании INVL Asset Management Индре Гените-Пикчене.

Вся модель работы экономики по транзиту с востока на запад имеет политические риски и они становятся все сильнее. Например, после открытия представительства Тайваня Литва потеряла возможность быть транзитной страной для китайских товаров. Видимо эо тоже незначительный эффект на литовскую экономику произведет.

Диверсификацию грузопотоков провести можно, но при этом придется закрыть несколько терминалов, которые были созданы для исключительно для отгрузки продукции с востока в западные страны.

Снизить политические риски можно, здесь есть два сценария. При потоке товаров с запада на восток рисков не будет, вот только столько товаров нет на рынке, да и конкуренция за грузопоток на Балтике серьезная, порты Польши и Латвии не откажутся от своего кусочка пирога.

Второй сценарий ещё менее вероятен. Литовские власти явно не собираются восстанавливать отношения с Белоруссией, так что санкции против соседней страны останутся и Литве придется их выполнять несмотря на потери для собственной экономики.

И в качестве вишенки на торт комментарии на сайте Delfi

Литовские эксперты: "Остановка транзита "Беларуськалия" не должна сильно повлиять на экономику Литвы"

Комментариев на Делфи стало меньше в разы, теперь туда могут писать только зарегистрированные пользователи. Но тем не менее почитать интересно бывает.