Литовские министры бегут с должностей из-за белорусских удобрений
Министр коммуникаций и транспорта Литвы Марюс Скуодис подал в отставку из-за ситуации с белорусской компании «Беларуськалий».
Тремя днями ранее заявление об отставке написала Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис.
Министры пообещали подать в отставку, если подтвердится информация о том, что компания «Беларуськалий» внесла предоплату по договору с литовской государственной железнодорожной компанией «Летувос гележинкеляй». В августе США ввели санкции против Белоруссии, которые вступили в силу 8 декабря. Однако литовская железнодорожная компания сообщила, что транспортировка удобрений будет осуществляться до января, так как белорусская сторона их уже оплатила.
Главный редактор ИА Baltnews Андрей Стариков рассказал «Журналистской правде», как меняют кризисную ситуацию в литовском правительстве отставка министров транспорта и иностранных дел.
«Для Литвы продление контрактов еще на месяц было бы полезным, потому что калийные удобрения из Белоруссии обеспечивают работой и литовских портовиков, литовских железнодорожников. Факт того, что эти договоры находятся под вопросом о пролонгации – гигантское личное поражение как главы МИД, так и министра транспорта. Они уходят в отставку, и этот поступок лучший из худшего. Остаться было бы хуже.
В Прибалтике очень любят отставников. В контексте местной политической культуры подобные поступки воспринимаются вполне нормально. Если отставку хорошо оформить (мол, беру на себя политическую ответственность, отдаю министерский портфель), то в следующих электоральных циклах эти чиновники чувствуют себя вполне неплохо, снова занимают посты и могут кочевать между министерствами. Отставка считывается как зрелый, мужественный поступок и означает взять на себя политическую ответственность. Конечно, на самом деле никакого мужества в этом нет.
Таким людям, как глава МИД Литвы, после проблем по всем внешнеполитическим направлениям (и с Китаем, и с Белоруссией), казалось бы, не должно быть места в политике. Но сейчас он сдаст портфель и отделается небольшими репутационными потерями, о которых скоро забудут. Такое поведение вполне оправдано. Для министра транспорта Литвы, останься он на своем посту, объем политической ответственности был бы больше: скоро отрасль будет терпеть колоссальные потери, убытки и попадет в кризисное состояние. Тут уже вся ответственность за пертурбации и перед людьми в логистической сфере будет на нем. Министр транспорта и министр иностранных дел сбегают пока не поздно. Лодки их министерских направлений тонут, и они с них спрыгивают, пока всё не ушло на дно. Потом объем ответственности будет только расти, и репутацию уже не очистить. Уйти сейчас выглядит более презентабельно и более удобно.
Есть, конечно, и давление партнеров по коалиции, и в целом зыбкость правительства. Мы уже наблюдали ситуацию с отставкой главы МИД, полагаю, история с главой Минтранса будет идентичной. На них давил президент, чтобы они подавали в отставку. Президенту в первую очередь нужно рабочее правительство. В Литве много кризисов: не ушла проблема беженцев, инфляция, ситуация с ковидом тяжелая, провалы МИД на китайском и белорусском треках, проблемы с занятостью в транспортной сфере. Весь этот комок делает правительство зыбким, поэтому приходится выбирать: либо отправить в отставку несколько токсичных министров, либо – все правительство. Но выгоднее сохранить хоть какое-то рабочее правительство, нежели запускать опять процесс его строительства на фоне всех кризисов.
Президент снимает ответственность с себя, и это важный литовский момент. В Литве за внешнюю политику отвечает в том числе президент. В Литве, в отличие от Латвии и Эстонии, не парламентская, а президентско-парламентская республика, и в обязанностях главы государства прописано, что он формирует внешнеполитические смыслы и установки, а МИД их реализует. По Белоруссии точно львиная доля ответственности лежит на президенте. Оказывая давление на главу МИД и заставляя его уйти в отставку, президент снимает ответственность с себя. Таким образом, этими двумя отставками литовский политический организм чуть-чуть очищает себя, сохраняя жизнедеятельность. Литовское правительство – это больной организм, он поражен, там идут воспалительные процессы, гангрена, но отрезали ручку – министра иностранных дела, отрезали ножку – министра транспорта, и такой вот калека безрукий, безногий продолжает функционировать. Это лучше, чем полностью уничтожить и выращивать что-то новое, потому что вызовов сегодня огромное количество, а людей, готовых с ними справиться и отложить партийные дрязги в сторону, попросту нет. Литовская правительственная машина пытается сохранить себя, ампутировав наиболее пораженные части, чтобы совсем не свалиться в турбулентность политического кризиса».