Литва будет согласна на все: один экономический шаг России не оставит Вильнюсу ни единого шанса
Прекращение «калининградского транзита» ставит под угрозу в том числе и безопасность нашего самого «европейского» региона. В связи с чем возникает вопрос: не боится ли Литва перестать быть Литвой? Политолог, кандидат исторических наук Антон Бредихин уверен, что всего один экономический шаг РФ не оставит Вильнюсу ни единого шанса, а власти прибалтийского государства будут согласны на все.
Литва рискует нарваться на большие проблемы. Транзит через ее территорию товаров между Калининградской областью и «материковой» Россией выступает жизнеобеспечивающим. От 40 до 50 процентов грузов оказалось под запретом с 18 июня.
В Государственной думе Российской Федерации уже лежит законопроект о лишении ее суверенитета. Депутат от «Единой России» Евгений Федоров считает, что был нарушен Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Референдум в Литовской Республике не проводился, принимал решение не имеющий на то функций Госсовет, не было установлено переходного периода для рассмотрения всех спорных вопросов.
И если официальный представитель МИД России Мария Захарова считает инцидент провокацией, а губернатор Калининградской области Антон Алиханов ищет альтернативные пути доставки подсанкционных товаров, то экспертное сообщество дает самые жесткие оценки.
«Это говорю не я, а эксперты в Литве. В местных СМИ прямо говорится, что действия в отношении Калининграда — это для России повод для объявления войны», — заявил политолог Александр Носович.
Иные специалисты придерживаются позиции жестких экономических мер.
«Они нам запрещают ввозить часть, а мы должны запретить ввозить им все. Мы должны сделать так, чтобы литовские железные дороги полностью прекратили свое существование», — отмечает эксперт Николай Межевич.
Из числа ярких выступлений российских политических лиц следует упомянуть Дмитрия Рогозина, намекнувшего на пересмотр административных границ бывших союзных республик и перспективу потери Клайпеды для Литвы.
Предлагается и много вариантов насчет того, как же ответить Литве. Предпочтение, видимо, получат экономические сценарии. Какие из них будут реализованы, узнаем уже скоро, а пока хотелось бы взглянуть на ситуацию на шаг вперед.
Литва, как мы убедились, не соблюдает подписанных договоренностей. При том, что вступление страны в Европейский союз полностью зависело от позиции России и того, какие границы республики будут признаны. Тогда же оговаривались и транзитные пути для Калининградской области. Москва не бросала свой регион, а напротив, обеспечила всем необходимым для дальнейшего развития.
Но раз дело приняло форму блокады, то нужно действовать, основываясь на лучших европейских практиках. Аккуратно и точно. После сокрушительных экономических ударов Литва будет согласна на все выдвинутые ей условия. Например, на территории восточных Пиреней есть такое небольшое государство — Андорра. В 1278 году граф де Фуа и испанский епископ Урхельский установили двойной суверенитет над княжеством. Так Франция и Испания и правят там до сих пор.
В отношении юга Литвы, той самой транзитной территории, Сувалкского коридора, необходимо поступить аналогично. При этом в качестве органа управления ввести специализированный еврорегион. Это название для европейцев привычное. Благодаря двойному суверенитету никто не отменит факта вхождения региона в Европейский союз, вместе с тем Россия будет иметь 100% гарантии того, что на транзит наших грузов, перемещение наших граждан никогда не будет наложено вето.
Вильнюс своими действиями просто не оставляет Москве выбора. Возможно он этого добивается сам «по глупости». Но более вероятно, что делает он это под диктовку из Вашингтона. Но факт остается фактом. А значит, и решать вопрос нужно так, чтобы впредь подобных ситуаций не возникало.