Литва начинает и получает ещё один транзитный удар
Литва, даже получив от Белоруссии ответку в виде перевода части транзита нефтепродуктов из Клайпеды в Усть-Лугу, не успокоилась и постоянно выдумывает новые гадости против своего белорусского соседа, но плохо просчитывает риски для себя, связанные с такими действиями.
Вот и сейчас, после посадки ирландского самолёта и ареста «журналиста» Протасевича, МИД Литвы старательно раскручивает скандал, пытаясь возродить «беломайдан» и создать Белоруссии экономические проблемы, закрыв воздушное пространство для Минска.
Правда о последствиях такого решения, правительство Литвы предпочитает не распространятся.
На днях глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис во всеуслышание заявил, что Вильнюс требует ввести против соседа четвёртый пакет санкций и начать подготовку нового пакета, ещё жёстче предыдущих.
Фактически прибалты хотят использовать возможности Евросоюза для сведения счётов с Белоруссией, используя недавний арест Романа Протасевича, но вот чем могут обернуться эти новые санкции для самой Литвы, порта в Клайпеде и в целом всего грузопотока, они явно не просчитывают.
Прибалтийские страны не только всегда были в авангарде тех, кто требовал всевозможных санкций против России и Белоруссии, но часто сами предлагали такие санкции, а иногда первыми, впереди планеты всей, не дожидаясь хозяев, вводили ограничения.
Когда Литва выступает первопроходцем, это выгодно США, Великобритании и другим западноевропейским странам, ведь тогда они как бы ни причём: «я не я, и хата не моя». Тогда они как-бы просто реагируют на происходящее, а не выступают инициаторами противостояния.
Глава литовского МИДа, угрожая санкциями своему соседу, почему-то забыл про «Беларуськалий» – а ведь у него третье место в мире по объему поставок калийных удобрений. У такой забывчивости литовского министра есть объяснение.
Пока что 90% всего экспорта калийных удобрений продолжают идти транзитом через Клайпеду, так как в Усть-Луге еще не готовы свободные мощности для такого товара. Но это будет продолжаться недолго, и если всё пойдёт своим чередом, то через пару лет удобрения из Клайпеды перебазируются в Усть-Лугу.
Если Евросоюз решит вводить санкции против госпредприятий Белоруссии, это может затронуть и предприятие «Беларуськалий», производящее калийные удобрения. Что тогда ждет литовский порт?
Также, следуя настоятельным рекомендациям европейских властей, от сотрудничества с Минском могут отказаться его западные компании-потребители калийных удобрений. Тогда Минску придётся туго.
Тогда «Беларуськалию» придётся менять собственника и тут на сцену вновь выходит Россия, крупный бизнес которой давно мечтает о поглощении белорусского конкурента. А еще в этой стране имеется немало промышленных предприятий и прочих интересных активов, на которые откровенно положили глаз отечественные олигархи.
Получается из всех действующих лиц этой трагикомедии вокруг Белоруссии, единственным выгодополучателем является Россия.
Литва в любом случае теряет транзит: сейчас- после санкций Евросоюза, чуть позже — после ввода в строй терминалов в Усть-Луге. А если Литва, пользуясь поддержкой ЕС, начнет «продавливать» какие-то отрасли своего соседа, то Минск может вообще закрыть взаимную торговлю с Литвой. Предприятия в Белоруссии выживут, поскольку она торгует по всему миру, а вот балтийский порт – нет.
Для Белоруссии нескончаемые игры в «многовекторность» закончились, больше шантажировать Россию сменой курса у Лукашенко не получится. Он сам своими действиями закрыл двери в Евросоюз. Белоруссия теперь изолирована с Запада, и ничего другого, кроме интеграции в Союзное государство, не остаётся.
Да, России придется чем-то поступиться, но оно того стоит и теперь Лукашенко придется реально дать взамен то, чего и о чём его в Кремле неназойливо попросят.