Литва не хочет лишаться транзита белорусских удобрений
Очень интересная ситуация складывается вокруг транзита белорусских удобрений через литовский порт Клайпеда. Акционер компании Biriu kroviniu terminalas Игорь Удовицкий рассказал почему нельзя прекращать транзит.
«Никаких санкций США для транзита белорусского калия через Литву нет и быть не может, потому что в отношении транзита как процедуры применять санкции нельзя», — заявил крупнейший акционер компании Biriu kroviniu terminalas Игорь Удовицкий.
Интересный поворот, правда? Санкции есть и санкций нет. Я понимаю возмущение бизнесмена санкциями, ведь из-за них пострадает прежде всего его бизнес. Никто не хочет для своего бизнеса сокращение в несколько раз. Вот и литовский бизнесмен тоже не хочет остаться с терминалом, но без грузов. И при этом приводит очень серьезные аргументы в защиту транзита белорусских удобрений.
В качестве основного аргумента против прекращения транзита Игорь Удовицкий ссылается на международные договоры – соглашение Всемирной торговой организации и Конвенцию ООН по морскому праву, которые гарантируют свободу транзита для государств, не имеющих выхода к морю.
«Естественно, что и США, и ЕС, ратифицировавшие эти соглашения, не могут их нарушать – и не нарушают. Кроме того, сейм Литвы ратифицировал три двусторонних соглашения с Беларусью, которые устанавливают свободный режим грузового транзита через Литву и Клайпедский морской порт» — уточнил Удовицкий.
Странно, но литовский бизнесмен считает, что США или ЕС свято будут исполнять все международные договоренности. И уж тем более странно ждать выполнения Литвой всех подписанных соглашений с Белоруссией. Простой пример: Литва обязана предоставить убежище беженцам, оказавшимся на её территории, но не делает этого. Хотя имеет обязательства в соответствии с международными соглашениями и законами и правилами ЕС.
Литовское правительство уже готово платить каждому беженцу, согласившемуся на добровольную депортацию по 1000 долларов плюс бесплатный билет на самолет до родного государства, но признать их беженцами не хочет.
«Кроме того, при осуществлении таких операций, как продажа белорусского калия, фрахт судов, доллары США продолжают использоваться для взаимных расчетов, американские компании продолжают покупать белорусский калий, этот продукт продолжает поставляться на американский рынок», — утверждает литовский бизнесмен.
Это же совсем другое, американским компаниям можно все, на них никто не будет накладывать санкции, это же демократическая страна, там свобода бизнеса и торжество закона. И национальная безопасность США требует поставок калия в страну, желательно не очень дорого.
Следующий весомы аргумент в пользу продолжения транзита калия это лицензия Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Департамента казны США, выданная дочернему предприятию «Беларуськалия» — «Белорусской калийной компании», действующая до 1 апреля 2022 года. А это значит, что до апреля следующего года санкции не могут применены никоим образом.
Что будет если санкции все таки будут введены? Игорь Удовицкий за потерю транзита оценивает сумму иска в 1 млрд. евро. И предполагает, что этот иск будет не единственным. Присоединятся покупатели, не получившие товар, иск Беларуськалия, иски перевозчиков и так далее.
Единственная компания, которая не будет пытаться взыскать убытки из-за санкций это Lietuvos geležinkeliai. Но им придется заплатить очень много денег Беларуськалию.
«Нарушение соглашения грозит значительными потерями (…) Они могут достигнуть сотен миллионов евро», — заявил лава Lietuvos geležinkeliai Мантас Бартушка.
Lietuvos geležinkeliai — это компания, находящейся в госуправлении, соответственно иски будут фактически направлены против Литвы и будут взыскиваться из бюджета, ведь у литовских железных дорого явно нет лишних сотен миллионов евро.
Если прекращение транзита нефтепродуктов прошел достаточно просто, то ситуация с белорусскими удобрениями более серьезна и здесь уже фигурируют цифры в миллиарды евро, которые не хочет потерять литовский бизнес.
А тем временем министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявляет, что готов уйти в отставку из-за полученной Lietuvos geležinkeliai предоплаты за транзит удобрений.
«Я утром информировал премьера, что готов взять на себя ответственность, просто не удалось провести в жизнь санкции (санкции США для «Беларуськалия»)», — заявил министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис.
Ждем продолжения развития ситуации. Два министра в правительстве Литвы готовы уйти в отставку, литовский бизнесмен готов бороться за сохранение транзита. Весьма и весьма интересная ситуация.