Литва разрывает договор с Беларусью о транзите. Беларусь, конечно, потеряет много, но потери Литвы будут катастрофическими
После длительных раздумий, препирательств и скандалов власти Литвы все-таки решились закрыть для Беларуси транзит калийных удобрений. Тем самым, Литва пошла на поводу у США, которые требовали от Вильнюса применить санкции к Минску.
Транзит закрывается 1 февраля и до этого времени Беларуси придется решит сложнейшую задачу – как выйти из этой ситуации? Международные договора на поставку калийных удобрений никто не отменял. Задержки в поставках принесут многомиллионные убытки.
Но самое главное, Беларуси нужно будет решить самый сложный вопрос – как везти удобрения к заказчикам? Литва и порт Клайпеда были самым коротким и самым удобным выходом на международные рынки.
Грузы можно было бы отправлять через Латвию и Ригу, но США давят и на эту прибалтийскую страну и требуют выполнения санкционных мер.
Через Польшу? Этот вопрос вообще не рассматривается. Тут и поляки против, да и дорогой получится дорога.
Остается Россия!?
Беларусь попала в очень сложную ситуацию. Калийные удобрения это едва ли не главный экспортный товар страны и такой удар со стороны Литвы принесет огромные убытки.
Остается вариант наладить транспортировку через Россию к порту Усть-Луга, но этот путь все равно дороже и, самое главное – в Усть-Луге пока нет достаточных мощностей для перегрузки удобрений. Везти в Мурманск еще дороже.
- Но на стороне Беларуси то обстоятельство, что договор о транзите с Литвой был ею предварительно оплачен. Значит – Минск будет требовать компенсаций. Они могут достичь нескольких сот миллионов долларов.
На стороне Беларуси и покупатели удобрений. В случае задержки грузов они также могут подать в суд на Литву. Таким образом, Минску удастся компенсировать часть потерь.
Да и Россия вряд ли оставит в беде союзное государство и предоставит Беларуси скидки. Но пока это не точно – у России есть и свои интересы в торговле калийными удобрениями.
А вот для Литвы потеря белорусского транзита может стать фатальной. Финансовые потери будут огромными. Это и прямые потери платежей от Беларуси, и судебные потери, и самое главное – Литовские железные дороги и порт Клайпеда фактически остаются без грузов, а значит и без работы.
Эти объекты транспортной инфраструктуры и так переживают не самые лучшие времена – грузопотоки падают, а с потерей белорусского транзита потери могут стать фатальными. Придется закрывать многие структурные предприятия. Кратно вырастет безработица. До минимума сократятся налоговые поступления. Государству придется выделять дотации и дороге, и порту.
Как обычно Литва надеется на помощь Евросоюза, иначе бы там не пошли на разрыв соглашений с Беларусью, но и она не будет достаточной. Литве придется влазить в кредиты, в долги чтобы закрыть потери в бюджете. Все-таки разрыв соглашений происходит в тот момент, когда бюджет на 2022 год сверстан, а поступления от белорусского транзита в общей массе бюджета занимают более 2 %. Теперь они потеряны. Откуда их брать в Литве пока не знают.
Разорвав соглашение о транзите калийных удобрений, Литва фактически Литва зарезала курицу, несущую золотые яйца. Транзит приносил в казну страны каждый год миллионы долларов. Он обеспечивал работой Литовскую железную дорогу и морской порт в Клайпеде. Теперь Литве придется искать замену всему этому.
Высказывайтесь в комментариях! Буду рад их услышать и готов обсуждать и спорить.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями и комментируйте прочитанное – ваше мнение очень ценно.