Ложь или статистика? Россия вошла в ТОП-3 стран по безопасному уровню госдолга

Ложь или статистика? Россия вошла в ТОП-3 стран по безопасному уровню госдолга

Россия заняла третье место в списке крупнейших экономик с наименьшим государственным долгом на душу населения. Наш показатель составляет 2076 долларов на человека, в то время, как средний показатель среди стран G20 — 23,6 тыс долларов. Впереди России только Индия и Индонезия с показателями в 1316 и 1747 долларов соответственно.

Но на самом деле данная информация не должна вводить в заблуждение. Государственный долг России по отношению к ВВП или на душу населения, действительно, один из самых низких в мире. Тем более — среди крупнейших экономик. Однако ключевую роль играет не сам объем и не его отношение к какому-либо показателю, а расходы на обслуживание госдолга.

У нас они колоссальные. В этом году составят около 2 трлн рублей, а по итогам 2026 года вырастут до 3-3,5 трлн. Все дело, как понимаете, в ставках. При текущей политике ЦБ траты на обслуживание госзаймов ложатся тяжким бременем на бюджет и несут долгосрочные риски. Здесь также можно покритиковать Минфин, который с 2020 года разместил значительное количество ОФЗ с плавающей ставкой (флоатеры), доля которых составляет сейчас 35-40% в общем объем госдолга. При неадекватных действиях Центробанка, который в любой момент может задрать ключ, не имея на то достаточных оснований, делать такое нельзя.

Поэтому чиновники финансовых ведомств могут сколько угодно указывать на «безопасный уровень» госдолга, но суть здесь совершенно другая. Дело не в объеме, а в процентных расходах.

Вообще определять безопасный уровень госдолга по отношению к ВВП — это оксюморон. В чистом виде навязанная методичка МВФ. Глобалисты насаждали данный принцип для финансового закабаливания стран третьего мира. Говорили, что раз у вас низкий уровень госдолга по отношению к ВВП, то можете набрать ещё кредитов.

На самом деле в данной вопросе выработать универсальную для всех стран формулу нельзя. Как минимум потому, что в каждом государстве своя налоговая система и своя денежно-кредитная политика. Кто-то без проблем может обслуживать госдолг, равный 100% ВВП, а чей-то бюджет начинает загибаться уже при уровне в 25%.

Например, отношение госдолга Китая к ВВП составляет около 80%. Однако он размещается всего под несколько процентов, а получаемые финансовые ресурсы вкладываются в отрасли, имеющие рентабельность минимум в 5-6%. В результате происходит ускоренное экономическое развитие, в результате которого доходы консолидированного бюджета растут быстрее, чем траты на обслуживание госдолга.

В России в настоящий момент из-за политики ЦБ новые выпуски ОФЗ размещаются под 15-16%. Куда можно вложить получаемые финансовые ресурсы, чтобы хотя бы выходить в ноль — ясности нет. Соответственно, возникает вопрос: зачем чиновники финансовых ведомств постоянно заявляют о «безопасном уровне» госдолга, когда расходы на его обслуживание уже сжирают 1% ВВП? И значение будет только расти.