Любить по-казахски: многонациональная республика – на пути к жёсткой этнократии

Любить по-казахски: многонациональная республика – на пути к жёсткой этнократии

На минувшей неделе в Казахстане случилось очень знаменательное событие. Численность жителей республики, которая по данным бюро национальной статистики, на начало 2022 года составляла 19 503 159 человек, а на 1 января 2023 года уже 19 765 004 человека, достигла, наконец, заветной отметки в 20 миллионов.

По этому поводу президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев даже опубликовал поздравительный пост в одной из социальных сетей.

«Численность населения Казахстана достигла 20 миллионов! Поздравляю соотечественников с этим знаковым событием!», – сказано в его послании соотечественникам.

Что ж, это действительно большой успех и есть повод искренне порадоваться за наших соседей, тем более, что в России демографическая ситуация оставляет желать значительно лучшего – мы не растём, а (надеюсь, пока), увы, сокращаемся.

Но просто объявить «нас стало 20 миллионов» мало – нужно найти того самого, юбилейного малыша. Определение победителя в этом «виде спорта» вещь довольно щепетильная, и, как правило, носит довольно приблизительный характер. Никто с секундомером рядом не стоит. Потому на одно заветное место в итоге находится несколько кандидатов, а то и пару десятков.

Но в Казахстане мелочиться не стали и решили признать «тем самым» сразу пятерых младенцев. Здорово, вот только среди них, так уж, видимо «совпало», не оказалось ни одного ребёнка нетитульной национальности – исключительно новорожденные казахи. Вы спросите, а что же тут такого? А дело в том, что этнические казахи составляют в республике чуть больше 70% (70,6). Таким образом, около 30% населения – представители иных национальностей.

Получается, что даже чисто математически, среди пяти младенцев минимум один должен был оказаться не казахом, а то и все два. Но нет. Такое вот этническое «чудо» в многонациональном, как любят подчёркивать казахские власти, государстве.

Любить по-казахски: многонациональная республика – на пути к жёсткой этнократии

Впрочем, похоже, что Казахстан стремится избавиться от приставки «много-». За 30 лет независимости республику покинуло более 4 миллионов граждан нетитульной национальности, что даже с учётом нынешнего рекорда составляет аж 20%. Немало.

Явная причина подобного исхода кроется в проводимой в республике политике коренизации. Начатая ещё большевиками, она и по сей день продолжается с большим или меньшим успехом, правда, на официальном уровне это не признаётся.

В бывших национальных окраинах СССР после его распада было принято жаловаться на насильственную русификацию, ущемление прав национальных меньшинств и прочие горести, ни одной из которых в реальности, как правило, не было.

Если, например, обратиться к архивам XV съезда Компартии Казахстана за 1981-й год, то окажется, что из 52 высших партийных функционеров республики лишь пятеро были по происхождению русскими, остальные, во главе с первым секретарём Кунаевым – казахи. Советская «дискриминация» нацменьшинств как она есть. Только меньшинство это – русские.

Впрочем, оставим в покое события давно минувших дней, обратимся к делам нынешним. Тем более, что они весьма тревожны.

С некоторых пор, а точнее, практически с самого обретения Казахстаном независимости, в республики сформировался тренд, даже запрос на «казахских русских». Для того, чтобы объяснить вам, что это такое, обратимся к публикации «Кто такие русские Казахстана?» от 26 мая 2023 года, размещённой на портале обзорно-аналитического журнала «Exclusive».

Заранее хочу предупредить, это не какие-то националисты-маргиналы, а вполне респектабельное деловое издание, выпускающее даже англоязычную версию. На медиарынке Казахстана «Exclusive» существует с апреля 2002 года, а в 2006 году коллектив журнала был награждён грантом президента Республики Казахстан за объективное и качественное освещение экономической жизни страны.

И вот что он пишет, тезисно:

  • Русские Казахстана или Средней Азии отличаются от русских России – это аксиома.
  • Русское население в Казахстане можно поделить на три условных группы: советские казахстанцы, русские казахстанцы и казахские русские.
  • Первая группа – это носители «советской идентичности», чуждой новой казахстанской.
  • Вторая – это поколение, выросшее в независимой стране, принявшее «местные» условия жизни, но не оказавшиеся ни от своей национальной идентичности, ни от ставшей заграницей Родины.
  • Третья, те самые «казахские русские» – это пока самая малочисленная группа, уникальные феномены: те, кто, независимо от своей этничности и возраста, влился в казахское сообщество, предпочитая казахский язык и казахские национальные традиции своим собственным.

Ну, а дальше, неизбежный в таких случаях вывод: в стране существует раскол между двумя этническими группами: казахоязычными и русскоязычными, усугубляющийся войной на Украине и выбором стороны, которую поддерживают одни и другие. Раскол – это фактор нестабильности, а потому необходимо сделать так, чтобы одной группы (понятно какой) не стало. Как? – Превратить всех русских в «казахских русских», а затем просто в казахов.

Для этого необходимо запустить в общество месседж о «любви к Казахстану» и о том, что любовь эту надо доказывать делом.

Если ты русский парень, мужчина – выучи язык, прими ислам, научись виртуозно играть на домбре и агитируй всех своих сородичей последовать своему примеру. Если ты девушка, женщина – выбирай казаха, выходи замуж только за казаха, научись готовить беш и роди ему много новых казахов.

Вы думаете, я преувеличиваю? Отнюдь. Агитационных роликов с подобными примерами полно в казахском сегменте TikTok.

Любить по-казахски: многонациональная республика – на пути к жёсткой этнократии

Есть у них уже и свои гуру. Некто Алексей Лодочников, снимающий короткие видео с призывами к властям насильственно заставлять всех переходить на казахский. В анамнезе молодой русский парень, извиняющийся за то, что якобы плохо говорит по-русски (на самом деле нет), потому что давно и добровольно сделал выбор в пользу казахского, называет себя Алике Кайыкбаев (перевод на казахский его русских имени и фамилии), выступает за «казахизацию» (если так можно выразиться) Казахстана и клянёт «российский империализм». Такой вот эталонный пример хорошего, «казахского русского», в которых, по замыслу проводников этой идеи, рано или поздно должны превратиться все проживающие в Казахстане великороссы.

Но это было бы ещё полбеды. Главное, что требуется от «казахского русского» – это открытое проявление нелюбви к России и всему русскому, а также готовность, в случае чего, воевать против России, как это уже случилось на Украине, где многие русские люди, этнические великороссы, родившиеся и выросшие в России, стали русофобами и украинскими националистами с наглухо промытыми мозгами…

…Был когда-то в киевском «Динамо» такой футболист – Александр Алиев. Ничего особенного, довольно средненький, прославившийся не столько талантом, сколько скандальным характером, но дело не в этом. Просто послушайте, что он говорит в ответ на вопрос одного известного украинского пропагандиста о готовности убивать русских:

«Пока мне еще не пришлось стрелять в русских, но я с удовольствием! С удовольствием, почему нет?»

И ещё одна его фраза о своём бывшем товарище по сборной, её капитане Анатолии Тимощуке, проживающем сегодня в России:

«Он падла украинского народа. Может быть, встретимся, но я бы его с удовольствием зарезал. С удовольствием бы зарезал! Я тебе честно говорю. Я думаю, что эта встреча будет… И я знаю прекрасно, что я сяду. Но я бы его с удовольствием зарезал».

Ну а теперь самое главное: Алиев родился в Хабаровске, где прожил 12 лет, затем переехал с родителями в Курск, потом в Москву, воспитывался в школе «Спартака», выступал в московском «Локомотиве», в махачкалинском «Анжи». Его отец, бывший военный, после 24 февраля, узнав, что сын добровольно взял в руки оружие, чтобы убивать русских, он позвонил ему и сказал, что русские солдаты пришли на Украину вычищать нацизм. Алиев ответил, что отныне отца у него больше нет.

И это всего лишь один пример из тысячи подобных, показывающий, чем заканчивается процесс превращения просто русского в «украинского русского». Есть ли хоть малейшее основание предполагать, что с «казахскими русскими» будет как-то иначе? Разумеется, нет.

И потому, когда сегодня в Казахстане вместо того, чтобы беречь своих русских граждан как залог вечной дружбы между нашими странами, их заставляют жить, говорить и даже любить по-казахски, превращая в эдаких янычар, забывших своё имя и происхождение и пылающих ненавистью к своей исторической Родине и единокровным братьям и сёстрам, я с ужасом осознаю, к чему это всё может привести.

Алексей Тверской