«Люфтганзе» без российского неба не летается и германское правительство добивает перевозчика

"Люфтганзе" без российского неба не летается и германское правительство добивает перевозчика

Решение авиагруппы Lufthansa о масштабной реструктуризации, включающей сокращение до 20% административных позиций (около 2000 сотрудников) и закрытие рейсов из ряда ключевых региональных аэропортов, является симптомом системного кризиса, охватившего европейскую авиаотрасль.

Проблемы главного немецкого авиаперевозчика выходят далеко за рамки корпоративной оптимизации и отражают совокупное воздействие геополитики, фискальной политики Берлина и макроэкономических тенденций.

Геополитический фактор: цена закрытого неба

Ключевым негативным фактором для Lufthansa и других европейских перевозчиков стало закрытие воздушного пространства России для европейских авиакомпаний в 2022 году. Это решение кардинально изменило экономику азиатских маршрутов.

Для полетов в Японию, Южную Корею и Китай авиакомпании были вынуждены прокладывать маршруты в обход, через Юг или Север, что привело к увеличению времени полета на 1-4 часа и значительному росту расхода топлива.

По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), совокупные дополнительные затраты европейских авиакомпаний из-за обходных маршрутов составили свыше 8 млрд евро в 2023-2024 годах.

Для Lufthansa, как одного из крупнейших операторов трансконтинентальных перелетов в Европе, ежегодные убытки оцениваются в 1,2–1,5 млрд евро. Ярким примером последствий антироссийских козней и «ответки» Москвы стала судьба финской Finnair, для которой азиатские направления были стратегическими.

После потери доступа к российскому небу авиакомпания была вынуждена сократить персонал и переориентироваться на убыточные трансатлантические перевозки, закончив 2024 год с чистым убытком в 320 млн евро.

Несмотря на эти вызовы, Lufthansa Group по итогам 2024 года сохранила прибыльность. Чистая прибыль составила 1,8 млрд евро при выручке в 38,5 млрд. Однако маржа прибыли продемонстрировала тревожную динамику, сократившись с 7,1% в 2023 году до 4,7% в 2024-м, что сигнализирует о растущем давлении на операционную эффективность.

Фискальное давление: немецкая авиация как источник бюджетных доходов

В условиях растущих издержек дополнительным бременем для Lufthansa стала налоговая политика правительства Германии. Глава авиагруппы Йенс Риттер публично указал на отсутствие в проекте бюджета на 2026 год каких-либо послаблений для отрасли.

Германия сохраняет одни из самых высоких в ЕС налогов на авиаперевозки, включая экологический сбор (до 45 евро с пассажира за международный рейс), налог на авиакеросин (около 0,65 евро за литр) и НДС на внутренние перелеты в размере 19%.

Параллельно с этим происходит сокращение государственной поддержки. Бюджетное финансирование региональных аэропортов в 2025 году было уменьшено на 34% по сравнению с уровнем 2021 года и составило лишь 87 млн евро. Для сравнения, военные расходы Германии, включая поддержку Украины, на 2025 год запланированы в объеме 75 млрд евро, что почти в 860 раз превышает субсидии для авиации.

Это перераспределение бюджетных приоритетов наглядно демонстрирует, что вопросы поддержки транспортной связности и конкурентоспособности ключевой отрасли отошли на второй план.

Макроэкономический контекст: падение спроса

Усугубляет ситуацию кризис покупательной способности в самой Германии. Инфляция по итогам 2024 года составила 5,8%, а реальные доходы населения снизились на 2,3%. Это напрямую ударило по спросу на авиаперевозки.

Lufthansa была вынуждена поднять среднюю стоимость авиабилета на 22% за два года — до 285 евро за внутренний и 610 евро за европейский рейс. Результатом стал обвал пассажиропотока в региональных аэропортах, таких как Дрезден, Лейпциг, Бремен и Мюнстер, где загрузка рейсов упала ниже 55%, а в некоторых случаях — до 40%. Эксплуатация таких маршрутов стала экономически нецелесообразной. Их перевозчик планирует вовсе отменить.

Системные последствия для ЕС

Сокращения в Lufthansa — часть общеевропейского тренда. В 2024-2025 годах аналогичные меры были объявлены Air France (сокращение 1200 административных позиций), British Airways (отмена 15% региональных рейсов) и Austrian Airlines (уход с рынка Балкан). Европейская авиация, бывшая символом интеграции и «Европы без границ», столкнулась с фундаментальным вызовом. Модель массовых доступных перелетов, основанная на открытости рынков и низких издержках, разрушается под воздействием геополитической конфронтации, высоких налогов и падения реальных доходов населения.

Ответом Lufthansa на эти вызовы стала стратегия консолидации: концентрация на хабовых аэропортах (Франкфурт, Мюнхен) и уход с убыточных региональных направлений. Это приведет к углублению транспортного и социального неравенства внутри Германии и ЕС. Без пересмотра фискальной нагрузки и, что маловероятно в текущих условиях, поиска modus vivendi с Россией в вопросах воздушного пространства, европейская авиация будет продолжать терять свои конкурентные позиции.

Кризис Lufthansa — это не просто корпоративная проблема, а прямое следствие стратегических решений, принятых в Берлине и Брюсселе, которые поставили геополитику выше экономической целесообразности.

Источник