Лучше поздно, чем никогда. СПГ в России есть, а строительство танкеров откладывается на год. Стимул для развития замкнутого цикла
Вот правду говорят, трудности стимулируют развитие. Именно так происходит в ситуации, когда в России строятся заводы по производству СПГ, запускаются новые линии, но тут проявилась проблема — нужны крупные газовозы и их строительство откладывается примерно на год.
Рассмотрим более подробно ситуацию и как она повлияет на развитие судостроения в России.
Газпром докладывает о готовности Амурского газоперерабатывающего завода. Реализация проекта на середину декабря 2022 года составила 87.5 процентов. Идут завершающие работы по наладке и запуску технологических линий по очистке, сжижению, затариванию гелием.
Аналогичная ситуация на заводе компании Новатек — проект Арктик СПГ-2.
Объемы СПГ на конец 2022 года уже есть, в 2023 году планируется увеличение объёма, запасы в месторождениях на десятилетия вперёд, но необходимо доставить газ покупателям. Строительство газовозов и танкеров осуществляется на заводе «Звезда» в Приморском крае.
Первый крупный газовоз для проекта Арктик СПГ-2 (который уже запущен) должны были спустить на воду в марте 2023. Ещё несколько газовозов класса Arc7 должны быть выпущены одновременно с запуском новых линий производства СПГ. До конца 2023 года и период с 2024 по 2026 запланировано строительство 15 газовозов высшего ледового класса для работы с суровых климатических условиях во льдах.
Однако осенью стало известно, что сдача газовозов для транспортировки российского СПГ сдвигается на год. Причина — из-за санкций стало невозможным закупить судовое оборудование. Запрет на его продажу в Россию ЕС объявил ещё в марте. Сначала обошлись имеющимися запасами, но они были минимальны.
Несколько судов строили на южнокорейской верфи принадлежащей компании Shipbuilding & Marine Engineering (DSME), однако она в мае расторгла контракт. Российская сторона сообщает, что исполнение заказа на 6 газовозов передадут другой компании, но пока информации об этом нет.
Итог. Задержка вызвана отсутствием части судовой номенклатуры, производство которой в России отсутствует. Издание Коммерсант проясняет ситуацию
— «Главный вопрос — в монтаже и поставке винторулевых колонок (азиподов; их поставки запрещены санкциями) для танкеров Arc7, считает глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. По его словам, суда спроектированы под определенный тип движителя, а отечественных аналогов нет.»
Вопрос организации производства замкнутого цикла по ключевым отраслям уже поднимался в течение этого года. Данный пример наглядно показывает, что откладывать дальше нельзя. Только для Арктик СПГ-2 требуется 21 судно ледового класса Arc7, чтобы направить их в Китай и на азиатский рынок. Сейчас из-за отсутствия судов будут пересматривать логистику, перенаправлять СПГ на рынок ЕС, где короче маршрут.
Ситуацию не замалчивают и всё докладывается на самый верх. Так что можно не сомневаться, что реализацией занимаются. Полностью во всём «отгородиться» не получится, да и нет необходимости, но минимизировать риски необходимо.
Россия на этот период сдаёт позиции, но на перспективу потребность в СПГ будет расти и можно не переживать, что ниша будет занята. Тем более Россия нацелена на работу по долгосрочным контрактам с большими объёмами.
И пару слов заключение. Все сводится к увеличению морских перевозок, начиная от углеводородов до продовольствия и других грузов. Значение гражданского флота растёт с каждым годом, как и наличие портов. Крайне важно для России выходить на ведущие позиции в этом направлении, тем более все данные для этого есть, как ресурсы, так и география.