Магистрали не быть: власти подумывают отказаться о Севсиба


Магистрали не быть: власти подумывают отказаться о Севсиба

Российские власти рассматривают отказ от строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали — масштабного инфраструктурного проекта, призванного связать Транссиб и Северный морской путь. Как стало известно газете «Коммерсантъ», вице-премьер Виталий Савельев сообщил Владимиру Путину о нецелесообразности проекта, сославшись на его стоимость, которая из-за сложных геологических условий достигла 50 трлн рублей.

Источники издания отмечают, что решение обусловлено не только дороговизной Севсиба, но и сокращением инвестиционной программы ОАО РЖД, которая в 2026 году не превысит 1 трлн рублей — меньше, чем в 2024-м и 2025-м.

Севсиб предполагал строительство участка Нижневартовск—Белый Яр—Усть-Илимск длиной около 2 тыс. км и создание нового выхода в Китай по маршруту Таштагол—Урумчи. Проект неоднократно включался в стратегические документы по развитию Сибири, Дальнего Востока и железнодорожной инфраструктуры. В качестве одного из вариантов рассматривалось строительство двух тоннелей под Алтаем, однако работы так и не начались: сложный рельеф и высокая стоимость делали проект трудно реализуемым.

В РЖД сообщили, что направили свою позицию по проекту в Минтранс, но в министерстве комментариев не дали. Между тем Севсиб рассматривался как ключевой элемент развития Северного морского пути, который мог перераспределить нагрузку Восточного полигона и обеспечить вывоз угля и сырья из Кузбасса, Хакасии и уральских регионов.

Эксперты предупреждают, что отказ от проекта ударит по планам развития Севморпути. Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин отмечает, что без магистрали невозможно привлечь значительную часть грузовой базы, а оценка в 50 трлн рублей выглядит реалистичной для районов вечной мерзлоты. По его мнению, фактическая стоимость могла оказаться даже выше. Он считает, что приступить к работам необходимо до конца 2028 года, иначе СМП рискует остаться без необходимой транспортной поддержи.

Севсиб оказался не единственным железнодорожным проектом, который буксует из-за нехватки средств. Ранее Минтранс предложил перенести строительство Северного широтного хода на 2027–2031 годы. Этот маршрут протяженностью 700 км должен связать Северную и Свердловскую дороги и обеспечить пропуск почти 24 млн тонн грузов в год. Однако глава Минвостокразвития Алексей Чекунков уже заявил, что в ближайшие три года в бюджете средств на реализацию СШХ нет, а окончательное решение может быть принято не раньше следующего года.

Автор: Анатолий Калинин

Posted in Без рубрики