Маховик инфляции раскручивается? Продукты в России могут резко подорожать
Маховик инфляции раскручивается? Продукты в России могут резко подорожатьВчера4K прочиталиЭкономика145,8K интересуются
Производители продуктов питания повышают закупочные цены для торговых сетей на 5-40% уже в августе-сентябре. Компании указывают на фронтальный рост издержек. Среди основных факторов называется удорожание логистики, сырья, рабочей силы, упаковки, а также сохранение высокого уровня ключевой ставки.
На самом деле, ничего удивительного здесь нет. Своими действиями Центробанк лишь раскручивает инфляцию. О данных последствиях я писал еще с начала цикла повышения ставки.
Прямое влияние на отпускные цены производителей понятно. Чем выше ставка, тем меньше возможностей получить новые оборотные и, главное, инвестиционные кредиты. Также растут расходы на обслуживание уже имеющегося долга, т.к. по значительной части кредитов корпоративного сектора ставка плавающая.
Сейчас же предлагаю сосредоточить внимание на других факторах роста издержек. Например, возьмем логистику. В коммерческом транспорте около 30% перевозок осуществляется автомобилями, полученными в лизинг. Ставка по лизингу, как правило, привязана к ключевой. Обычно это "ключ +2-3%". Естественно, компании будут повышать тарифы на свои услуги, поскольку в противном случае им придется сокращать объемы перевозок, отказываясь от поддержания парка. Если речь идет о покупке транспортного средства в кредит, то здесь и так все понятно. Полностью за собственные средства приобретается небольшая доля коммерческих автомобилей. Но и здесь смотрим на цены.
Далее. Сырье и упаковка. Что касается сырья, то здесь, действительно, многое зависит и от внешних факторов. К примеру, рост цен на шоколадные изделия наблюдается в большинстве стран мира из-за резкого снижения урожая какао в Западной Африке (засуха). Тем не менее, что касается упаковочных материалов, то здесь вопрос исключительно в собственных мощностях.
Так, на внутреннем рынке наблюдается рост цен на крафтовую бумагу из-за высокого на нее спроса. При этом одно из крупнейших предприятий, находящееся на Северо-Западе, имеет возможность увеличить выпуск. Уже даже завезено необходимое оборудование, остались несколько последних фаз инвестиционного цикла. Однако финансовых ресурсов на увеличение выпуска нет. При таких ставках и так значительная часть денежного потока уходит на обслуживание долга.
Теперь о рабочей силе. Много раз писал, что в России нет проблемы количественной нехватки трудовых ресурсов. Имеется серьезный дефицит квалифицированных и высококвалифицированных специалистов, в то время как значительная часть низкопроизводительных рабочих мест требует сокращения через рост производительности труда, роботизацию и автоматизацию предприятий.
На производствах пищевой промышленности и в торговых сетях сделать это легче, чем на предприятиях высокотехнологичных отраслей экономики. Однако для этого должна реализовываться целенаправленная государственная политика по повышению производительности труда, которая раскладывается по отраслевым составляющим. Здесь также можно привести и финансовый фактор, который заключается в том, что на внедрение новых технологий необходимы финансовые ресурсы. Это, действительно, так, но главное – желание и понимание со стороны самих компаний. Такого пока массово не наблюдается.
В результате всего вышеперечисленного мы имеем рост цен, который является многосложным и не зависит от одного единственного фактора (в частности, от высокого спроса). В текущей ситуации он будет при любых обстоятельствах. Необходимо не пытаться сбить спрос, что само по себе абсурдно, а снижать издержки и увеличивать выпуск.
Таким образом, ситуация с повышением производителями продуктов питания закупочных цен для торговых сетей ясно показывает, что рост цен в России носит немонетарный характер. Это в чистом виде инфляция издержек.
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не простить!