Маркетплейсы под контролем: Минфин и ФНС делают их частью налоговой системы
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Маркетплейсы под контролем: Минфин и ФНС делают их частью налоговой системыСегодняСегодня4962 мин
Минфин и ФНС предлагают ввести новый уровень налогового контроля — теперь через посредников в лице крупных цифровых платформ (в основном — маркетплейсов). По сути, государство перекладывает на бизнес часть функций налогового надзора, создавая параллельный канал мониторинга.
Согласно проекту поправок в НК, обязательства появятся у компаний, попавших в реестр цифровых платформ. Чтобы туда попасть, нужно соответствовать сразу трём критериям: минимум 100 тысяч уникальных пользователей в сутки, не менее 10 тысяч партнёров и/или годовой объём сделок от 50 млрд рублей. То есть речь идёт о действительно крупных игроках.

Формат работы следующий: платформа обязана выявлять риски по налогам и взносам у контрагентов. Замечание должно быть зафиксировано в личном кабинете партнёра в течение трёх дней. У того есть десять дней на объяснения. Дальше ФНС смотрит, приняты ли меры. Если нет — вызывают на беседу. Игнорировать вызов нельзя: в противном случае налоговая предписывает всем платформам блокировать выдачу товаров и услуг этого контрагента. Срок исполнения — два дня. Приходишь в налоговую — можно восстановиться. Не приходишь — остаёшься выключенным из цифрового рынка.
Ключевая деталь — ответственность платформы. Если та не заблокировала нарушителя или не передала данные вовремя, — штраф.
Инициатива в целом выглядит здраво. Маркетплейсы за последние годы стали главными бенефициарами развития электронной торговли: они аккумулировали на себе основные потоки трафика, капитализировались и получили доминирующее положение на рынке. Государство же в определённый момент сознательно сняло избыточное регулирование, чтобы дать им возможность вырасти. Более того, значительная часть их бизнеса — это IT-разработки, которые пользовались налоговыми льготами.
Теперь, когда игроки доросли до масштабов, сопоставимых с крупнейшими торговыми сетями, логично, что они должны работать не только на себя и акционеров, но и на государство, выступая дополнительным звеном налогового контроля.
К слову, данный пример хорошо показывает, что монополизация не всегда плохо. Сегодня у нас фактически дуополия: два основных игрока — Ozon и Wildberries. Яндекс.Маркет и Сбер заметно отстают. Это упрощает администрирование: государство может работать с ограниченным кругом платформ в индивидуальном порядке, что резко повышает эффективность управления. Контроль становится точечным, но при этом охватывает львиную долю рынка.
В общем, фискальный проект фиксирует новую реальность: цифровые посредники становятся частью налоговой инфраструктуры. Для государства это шаг к "сквозному контролю" за всеми денежными потоками в e-commerce и платформенной экономике. Стратегически — это переход на новую модель зрелых отношений между государством и платформами, которые уже перестали быть стартапами и превратились в важных игроков экономики.
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!