Мартин Лютер о рабстве воли человека
Основатель протестантизма Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.) был человеком пишущим, чуть ли не создателем немецкого литературного языка. Однако его произведениям в России не везло. В царской России их не издавали, так как они очень не нравились православной цензуре, межконфессиональная борьба в христианстве держала ее в тонусе. В 20 веке появилась советская цензура, но ей эти произведения тоже не нравились, теперь уже из-за их религиозного характера и связи с буржуазным Западом. Так что произведения М. Лютера на русском печатались за границей и привозились в Россию с оказией.
И вот, почти через 500 лет в 1987 году ряд произведений немецкого мыслителя наконец-то у нас были изданы. Правда, в качестве приложения к произведениям известного гуманиста северного Возрождения Эразма Роттердамского. Дело в том, что Эразм написал примечательную книжечку «Диатриба, или рассуждение о свободе воли» в которой высказывал суждение о способности человека выбирать между добром и злом. Суждение, кстати, совершенно типичное для гуманизма, который постоянно акцентирует человеческое достоинство. Ведь что такое мораль, как не выбор между добром и злом, который делает свободный человек.
А вот Лютер отреагировал на это произведение чрезвычайно резко, спровоцировав тем самым глубокую богословскую дискуссию. Немецкий мыслитель напирал на то, что после грехопадения воля человека испорчена, и он теперь выбирает не между добром и злом, а между разными видами зла. И тут, конечно, у свидетелей спора появляется к Лютеру закономерный вопрос – Но добро же человеком совершается. Как же тогда получается – человек делать добрые поступки не в состоянии, но, тем не менее, он их делает?
Все очень просто. Центром религиозного сознания является не человек, но – Бог, и внимание немецкого мыслителя обращено к Нему. Бог заставляет человека вопреки его греховной природе делать выбор в пользу добра. Что, кстати, для человека противоестественно и ведет к страданиям. Добрый поступок, таким образом, есть безжалостное насилие Бога над человеческой волей. Поэтому в вопросах морали речь идет не о свободе, а о рабстве воли («О рабстве воли» — так дословно называлось произведение Мартина Лютера, в котором он дает ответ на «Диатрибу …» Эразма).
Теперь у свидетелей спора возникает следующий важный вопрос – а почему Бог заставляет делать человека добро? Это хороший вопрос, так как он неожиданно открывает элитарность доброго поступка и позитивную сторону страдания верующих. Мартин Лютер считает, что есть счастливцы, которые определены Богом к блаженной загробной жизни. Вот их судьбой Бог и занимается лично. Большинство людей богооставлены, они не делают добра, удел их после смерти воистину печален. А вот те немногочисленные, кто причастен к добру (пусть и помимо своей воли) — есть избранные, они — «божий народ», которого ожидает рай. И это обстоятельство необыкновенно высоко поднимает их религиозный статус.
Идею Мартина Лютера о моральном бессилии человека и всемогуществе Бога далее развивал его единомышленник легендарный Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.). Согласно ему Бог «не создает всем равных условий, но готовит вечную жизнь одним и вечное проклятие другим». Возможно, так думали и думают многие протестанты.
Да благословит вас Господь!