МБР «Сармат» доведет до сердечного приступа и своих, и чужих
Рогозин пообещал, что новая ракета скоро полетит
Летные испытания тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты шахтного базирования «Сармат» начнутся в ближайшее время, заявил глава госкорпорации Роскосмос Дмитрий Рогозин, выступая на Королёвских чтениях в Москве. В настоящий момент Роскосмос готовится к их проведению, что требует значительных усилий специалистов корпорации.
Конечно, Рогозин много чего обещает в «ближайшее время». В том числе догнать и перегнать Маска, а также первыми высадиться на Марсе. Однако до руководителя Роскосмоса примерно с таким же заявлением выступал и замминистра обороны Алексей Криворучко в интервью газете «Красная звезда». Так что вероятность столь долгожданного события следует признать значительной.
Летные испытания «Сармата», действительно, долгожданное событие. Уже давно, к середине 2018 года, были проведены бросковые испытания ракеты. Причем испытаний было три, что является печальным «рекордом» для разработок баллистических ракет. Как правило, обходятся одним-двумя бросками. И это, по сути, испытания не самой ракеты, а пусковых установок. В ходе бросковых испытаний контролируется правильность отработки наземной автоматики, достаточно сложной, которая должна в конечном итоге поджечь стартовый ускоритель, выталкивающий ракету из шахты на определенную высоту. После чего очень кратковременно включаются маршевые двигатели первой ступени. Всё, что расположено выше, это не сама ракета, а ее массогабаритный макет.
После всех многообещающих заявлений наступила тишина, которую периодически прерывали сообщения и военных, и оборонщиков, и Роскосмоса, что в 2021 году «Сармат» будет полностью готов. И ракеты начнут прямо с Красноярского машиностроительного завода поступать в части РВСН.
Потом то же самое начали говорить о 2022 годе.
А летных испытаний все не было.
Что и кто тому было виной? По всей видимости, не Красмаш. Потому что уже давно на заводе была создана технологическая линия для серийного производства «Сарматов». И на это дело было потрачено несколько миллиардов рублей.
А между прочим, затягивание сроков готовности «Сармата», который должен сменить в пусковых шахтах самую мощную в мире МБР «Воевода» (по классификации НАТО — «Сатана»), привело к ненужным затратам, и очень немалым. О которых никто не говорит. И их можно было бы избежать. Изначально планировалось оснащать гиперзвуковым боевым блоком «Авангард» именно ракету «Сармат».
Однако из-за неготовности этой ракеты «Авангарды» стали устанавливать на МБР УР-100Н УТТХ (по классификации НАТО — «Стилет»). Ракеты старые, и их пора уже снимать с вооружения. В отношении них уже запущена программа по перековыванию мечей на орала — «Рокот-М». То есть ракеты доделают таким образом, чтобы они стали ракетами-носителями для запуска космических аппаратов в интересах Министерства обороны. И, значит, со «Стилетов» в скором времени, когда будет готов «Сармат», будут снимать блоки «Авангард» и переустанавливать на новые ракеты. И эти перестановки будут недешевы.
В случае затягивания проектов создания сложной военной техники, разумеется, наибольшие претензии высказываются в адрес генерального разработчика. Им является Государственный ракетный центр им. Макеева (город Миасс). Однако предприятие оказалось в непростой ситуации. Хоть в Миассе и созданы прекрасные жидкостные баллистические ракеты для подводных лодок, но наземную ракету столь значительной мощности здесь создают впервые. И связано это с развалом Советского Союза — «Воеводу» сделали на Украине, в КБ «Южное». Так что это, по сути, новая для макеевцев ракета. Ситуация усугубилась еще и за счет того, что множество компаний-соразработчиков «Воеводы» оказалось за пределами России. Поэтому пришлось создавать заново сеть соисполнителей, в которую входят больше сотни компаний.
В соответствии со скорректированной программой летных испытаний в 2021 году должны произвести 5 пусков с космодрома «Плесецк» по полигону «Кура», расположенному на Камчатке. Два первых пуска предполагают использование вместо боевой части ее массогабаритного макета.
Достаточно ли это для того, чтобы убедиться в полной готовности ракеты? Если проследить историю мобильной МБР «Ярс», то да. У нее было всего четыре пуска. Но, во-первых, это легкая ракета. Во-вторых, она является модификацией «Тополя-М». А самая первая, абсолютно новая ракета семейства — «Тополь» — была подвергнута 16-ти летным испытаниям. И лишь один пуск, первый, оказался неудачным.
Примерно тот же объем испытаний был и при разработке американских баллистических ракет. «Першинг-2» — 18 пусков, «Трайдент-3» — 16 пусков.
Испытательные пуски МБР Р-36М2 «Воевода» производили 26 раз. На что ушло два с половиной года. При том, что это была не новая ракета, а модификация МБР Р-36М УТТХ, которая в свою очередь была модификацией ракеты Р-36М. А первой ракетой этого семейства, разработанного в КБ «Южное», была Р-36. Так вот, ее во время летных испытаний запускали 85 раз. Поскольку ракета была абсолютно новая, разработанная с нуля. Испытания затянулись, поскольку из первых 10 пусков 7 оказались неудачными. Впоследствии было зафиксировано еще 7 неудачных пусков.
Вполне понятно, что сокращение количества испытаний (если, конечно, каждое из них пройдет безукоризненно) в значительной степени вызвано большими затратами на их проведение. Но они складываются не только из стоимости ракет, но и из расходов на организацию этих сложнейших в техническом отношении мероприятий. И этим занимается Роскосмос.
На старте, финише и на всей трассе полета МБР задействовано большое количество измерительных приемных пунктов — оптических, радиолокационных, телеметрических. Их работа с высочайшей точностью синхронизируется службой единого времени.
В районе финиша происходит регистрация быстроменяющихся процессов, микросекундных, с целью оценки работы автоматики боевого блока. Регистрация производится на атмосферном приземном участке, вплоть до падения боевого блока на землю. Для этого в воздух поднимаются самолеты с регистрирующей аппаратурой, им задаются коридоры для барражирования, чтобы исключить опасность столкновения с боевым блоком или ракетной ступенью. Вся эта огромная система должна работать четко, синхронно и без сбоев на участке протяженностью в 12−14 тыс. километров.
При этом отчуждаются значительные территории, зачастую на них на время пуска отселяются жители и перегоняется на безопасное расстояние скот.
Что же, нам остается надеяться, что обещанное Рогозиным «ближайшее время» наступит в течение двух оставшихся весенних месяцев. И что пяти летных испытаний окажется достаточно для того, чтобы убедиться в полной готовности «Сармата» встать на боевое дежурство.
источник