Межпоколенческий перелом: как второе поколение мигрантов меняет карту идентичности Франции
data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>Межпоколенческий перелом: как второе поколение мигрантов меняет карту идентичности Франции2 декабря2 дек14021 мин
Во Франции продолжает формироваться устойчивая тенденция, характерная для всех стран, принимающих мигрантов. Данные социологического опроса IFOP фиксируют системный сдвиг внутри молодого поколения мигрантов. 57% молодых мусульманских респондентов считают шариат нормой, имеющей приоритет перед законами Республики. Среди всей мусульманской выборки этот показатель ниже — 46%, но ключевым является именно межпоколенческий разрыв.

Структура ответов подтверждает глубину изменений: 15% выступают за полное внедрение шариата, ещё 31% — за его частичное, но приоритетное применение. Параллельно падает поддержка модернизации религиозных норм: с 41% в 1998 году до 12% в 2025-м среди молодёжи. Одновременно растёт религиозная вовлечённость: посещение мечетей — с 7% до 40%, соблюдение Рамадана — с 51% до 83%. Эти данные указывают на изменившуюся структуру идентичности, а не на временное настроение.
Государственная реакция носит корректирующий, а не превентивный характер. Заявления о приоритете законов Республики и планы по борьбе с политическим исламом не изменяют главного: ценностные установки молодого поколения мусульман уже сложились, а институциональные механизмы работают с запозданием.
Причины происходящего объяснимы в рамках стандартной миграционной социологии. Первое поколение мигрантов действует в условиях жёстких ограничений. Они зависят от рынка труда, легального статуса, административных решений. Это формирует прагматичную модель поведения: избегание конфликтов, уважение внешних правил, ориентация на "не выделяться", чтобы минимизировать риски. Их стратегия — адаптация.
Второе поколение живёт в другой реальности. Оно не испытывает ни экономического, ни правового давления, знакомого их родителям.
Такая конструкция закономерно приводит к тому, что второе поколение мигрантов демонстрирует более жёсткие и конфликтные модели поведения. Дети мигрантов всегда ведут себя жёстче, резче и конфликтнее, чем их родители, потому что первое поколение сдерживали страхи и необходимость адаптации, тогда как второе поколение лишено этих ограничений и оформляет свою идентичность через противопоставление коренному населению.
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!