Межправительственная комиссия как центральный институт экономического сотрудничества России и Индии

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Межправительственная комиссия как центральный институт экономического сотрудничества России и ИндииВчераВчера17 минМежправительственная комиссия как центральный институт экономического сотрудничества России и Индии Межправительственная комиссия как центральный институт экономического сотрудничества России и Индии Межправительственная комиссия как центральный институт экономического сотрудничества России и Индии

Межправительственная комиссия — ключевой механизм экономического взаимодействия России и Индии, обеспечивающий реализацию совместных проектов и решение торговых вопросов в условиях глобальной турбулентности.

В предыдущих статьях мы описали исторические предпосылки российско-индийского экономического сотрудничества, переход к новой модели, перспективные направления, проблемные аспекты сотрудничества. Однако зачастую во всех процессах сотрудничества недооценивается роль такого института как межправительственная комиссия.

Межправительственная комиссия (Далее — МПК) представляет собой орган, состоящий из представителей двух государств, созданный с целью координации и урегулирования вопросов, возникающих в рамках двустороннего сотрудничества. Комиссии являются важным инструментом в международной политике и экономике, служащим для обеспечения системного взаимодействия между государствами, заключающими соглашения на международном уровне.

Важной частью работы МПК является содействие реализации совместных проектов, что, в свою очередь, стимулирует развитие инфраструктуры, инновационных технологий и расширение взаимных инвестиций. Передовые проекты на территории страны-партнера могут быть реализованы не только государственными подрядчиками, но и заинтересованными частными компаниями. Часто в такой ситуации компания может не обладать необходимым административным ресурсом, что может быть выдвинуто в качестве темы для обсуждения на МПК.

Другой ключевой задачей МПК является решение возможных проблем в сфере торговли. Взаимные экономические интересы стран могут сталкиваться, и в таких случаях комиссии помогают находить компромиссные решения, избегая политической эскалации конфликта. Например, комиссии помогают в вопросах баланса импорта и экспорта, таможенных барьеров, квот и тарифов. Кроме того, по наиболее актуальным темам могут быть созданы отдельные рабочие группы, действующие в составе МПК.

МПК выступают в качестве катализатора разработки и многосторонней реализации комплексных межгосударственных инициатив, направленных на системное наращивание производственного и инфраструктурного потенциала партнерствующих юрисдикций. В спектр указанных инициатив могут входить капиталоёмкие инфраструктурные проекты, создание транснациональных производственных кластеров, институализация совместных исследовательских центров и двусторонние программы трансфера технологических компетенций.

Учреждение российско-индийской МПК как субъектной единицы постоянного двустороннего взаимодействия стало результатом правового документа в формате соглашения о межгосударственном сотрудничестве, датированного 4 мая 1992 года (Соглашение Между Правительством Российской Федерации и Правительством Индии п Межправительственной Комиссии по Торгово-Экономическому и Научно-Техническому Сотрудничеству : подписано 04 мая 1992. – Текст : электронный // Министерство Иностранных Дел РФ. – URL: www.mid.ru/ru/foreign_po… (15.03.2025).), при этом она носит статус формализованной межправительственной договоренности, обладающей юридико-процессуальной валидностью и субъектностью в международной нормативной системе. Высший уровень институциональной репрезентации обеспечивается фигурами, обладающими полномочиями политико-административного масштаба: с российской стороны — Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.В. Мантуров (назначение закреплено распоряжением № 2196-р от 09.08.2022), с индийской — Министр иностранных дел С. Джайшанкар, выполняющий функции сопредседателя с 2019 года.

Ресурсная и контентная поддержка административного цикла осуществляется специализированными функциональными единицами, выполняющими роль операционных секретариатов — Минэкономразвития России и Министерство иностранных дел Индии. Управленческий средний сегмент представлен заместителями председателей комиссии, выступающими в роли координаторов исполнения, с мандатом на реализацию проектной повестки в рамках институционально одобренных регламентов.

Программный функционал МПК, будучи по природе мультисекторным и «много-партнерским», охватывает широчайший спектр кооперативных партнерств: от торгово-экономической интеграции и инвестиционного сопряжения до трансферов в научно-технической и культурной плоскости, включая, в перспективе, развитие цифровых экосистем и энергетических альянсов. При этом ключевой особенностью данного института является не столько широта повестки, сколько наличие системной архитектуры механизма и институционального согласования направлений.

Функции комиссии можно разделить на:

стратегические, включающие формирование программных дорожных карт, агрегирование инициатив, институциональную фасилитацию законодательной имплементации;

операционные, в которые входит проработка проектных решений, выстраивание сквозных коммуникационных каналов между министерствами и обеспечение мониторинга исполнения резолютивных пунктов.

Таким образом, МПК функционирует как многоуровневый процессный кластер с выраженными свойствами гибкости и последовательного реагирования на политико-экономические трансформации.

Управленческая архитектура МПК базируется на особой модели выработки решений, что соответствует передовым практикам государственного управления. Заседания, как правило, проходят в рамках годового планово-прогностического цикла, сопровождаясь документальным фиксированием договоренностей в форме протокольных актов, содержащих пункты и контрольные вехи реализации.

В целях обеспечения оперативной реакции на внешнеполитические вызовы предусмотрен механизм ротации повестки и формирования ad hoc рабочих групп — гибкий управленческий модуль, позволяющий встраивать экстренные инициативы в уже действующую институциональную рамку без нарушения процедурной целостности системы (Обзор экономического сотрудничества между Россией и Индией / Текст : электронный // Посольство Индии. – 2020. – URL: indianembassy-moscow.gov.in/… (дата обращения: 25.03.2025).).

МПК, как инструмент институционального взаимодействия, выполняет роль системного катализатора устойчивого геополитического партнерства между РФ и Республикой Индией, где исполнение общих интересов реализуется не только на основе историко-политической сопряженности, но и через призму общей установки на формирование мультиполярного миропорядка и экономического суверенитета.

Учитывая растущую волатильность глобальных торговых цепочек и институциональные риски санкционного давления, значение МПК как компенсаторного механизма возрастает. Этот механизм способен обеспечивать стабильность и устойчивость к внешним дестабилизирующим факторам посредством создания и внедрения форм сотрудничества на институционализированном уровне — от энергетических альянсов до внедрения расчетов в неконвертируемых валютах.

Несмотря на высокую степень институциональной зрелости, МПК не застрахована от вызовов, обусловленных внутренними ограничениями управленческой модели. К ним относятся:

необходимость интенсификации горизонтальных коммуникаций внутри экспертных кластеров;

устранение барьеров, замедляющих жизненный цикл проектных решений;

институционализация цифровой среды как канала контентного и регуляторного взаимодействия;

создание системы мета-мониторинга, обеспечивающей end-to-end оценку эффективности решений.

Дальнейшее развитие МПК должно быть сопряжено с внедрением гибридных цифровых платформ, наращиванием институциональной субъектности проектных подразделений и стратегическим вовлечением частного сектора и научно-экспертного сообщества для создания повсеместного эффекта устойчивого развития.

Анохина Полина Дмитриевна, сотрудник Центрального аппарата Минэкономразвития России Толкачев Сергей Александрович, д.э.н., профессор Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва .a290153{ } .a290153 a{ color: #0074b7; } .a290153—img{ margin: 10px 0; } .a290153—imgPic{ width: 100%; } .a290153—imgDescription{ } .a290153_note { font-size: 0.85em; background-color: #fbf8d7; font-style: italic; } .a290153_img400 { max-width:400px; } .a290153_img750 { max-width:750px; } .a290153__picImg{ width: 100%; } .a290153__pT{ margin-top:20px; } .a290153—tableWrap { overflow-x: auto; } .a290153—table { border-collapse: collapse; margin-inline: auto; min-width: 500px; } .a290153—tHead { background-color: #0074b7; color: white; text-align: center; } .a290153—tBody { } .a290153—th { padding: 3px 5px; } .a290153—th:first-child { border-radius: 5px 0px 0px 0px; } .a290153—th:last-child { border-radius: 0px 5px 0px 0px; } .a290153—tr { } .a290153—td { border: 1px #0074b7 solid; text-align:center; padding: 2px 4px; } .a290153_b { font-weight: bold;} .a290153_l { text-align: left; } .a290153_r { text-align: right; } .a290153_c { text-align: center; }

Что для вас значит родной город? Ответьте в нашем анонимном опросе!