МиГ-31 пощадил британский «АВАКС», вспомнив южнокорейский «Боинг»

МиГ-31 пощадил британский «АВАКС», вспомнив южнокорейский «Боинг»?...

Разведывательный самолет RC-135 безнаказанно вторгся в пространство РФ.

Самолет радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы RC-135 ВВС Британии, нарушивший государственную границу России, покинул воздушное пространство нашей страны без последствий для себя. Это следует из сообщений СМИ со ссылкой на релиз Минобороны РФ.

По информации ведомства, британский военный самолет пересек российские рубежи над акваторией Баренцева моря в районе мыса Святой Нос (Кольский полуостров). Действиями экипажа самолета МиГ-31БМ чужой самолет-разведчик был вытеснен за пределы территории РФ.

«Это несомненная провокация, и это, конечно, стопроцентная угроза для нас», — отреагировал сенатор Сергей Цеков. «Если это умышленно, он просто в следующий раз не вернется на свою базу, играют с огнем», — пригрозил сенатор Владимир Джабаров.

Резкое увеличение частоты полетов разведывательных самолетов НАТО у границ России было одной из претензий Москвы к Западу в конце 2021 года. Ультиматум принят не был, началась спецоперация на Украине. Теперь они нарушили нашу границу. Чем это закончится? Эскалацией конфликта?

По словам бывшего начальника зенитно-ракетных войск Командования специального назначения ВВС России (2007−2009 годы), полковника запаса Сергея Хатылева, отдать приказ сбить военный самолет-нарушитель могут только высшие военачальники РФ.

— Нарушения государственной границы четко определяются приказами и директивами министра обороны, а также командующих родов войск. Кроме того, есть инструкции, выработанные на конкретных театрах военных действий. На Дальнем Востоке свои, в северных широтах свои, в южном регионе — над Черным морем — свои. Но все они подчиняются единым требованиям военного ведомства. Четко расписан алгоритм действий для всех возможных случаев.

«СП»: — Как в общем случае может выглядеть пресечение нарушения границы?

— Существует 100-километровая зона, при пересечении которой неизвестным воздушным судном в воздух уже поднимается истребитель или пара истребителей. Они несут постоянное дежурство в авиационном полку и находятся в готовности № 3 или № 2. Летчики находятся либо в расположении дежурной смены, либо в кабине самолета. Из этого своего положения происходит взлет и самолет подходит в точку, куда наводит штурман наведения с командного пункта полка. Там ставится задача в зависимости от типа ситуации.

Кроме того, есть 25-километровая зона. В этом случае нарушителя предупреждают, что он находится в опасной близости от госграницы и предлагают поменять курс. Все это обязательно передается по радио- и другим каналам связи. Радиотехнические войска, которые находятся на земле и наш русский «АВАКС», который находится в воздухе, дополнительно подтверждают летчику и на командный пункт где находится потенциальный самолет-нарушитель.

Если линия госграницы пересечена чужим самолетом, ему сообщают, что он нарушил госграницу РФ, предлагают следовать за бортом сопровождения или произвести посадку на тот или иной аэродром. В случае неподчинения обещают применить оружие. Обязательно должно прозвучать предупреждение! Причем, это касается только военных самолетов. Если нарушитель не подчинился — пускается очередь по курсу самолета — показывают, что идет боевое применение и следующий выстрел будет на поражение.

«СП»: — Надо было сбить британца, раз уж он пересек границу…

— Нередко, при нарушении госграницы, указывается, на какую глубину оно произошло — столько-то километров. В случае над Баренцевым морем этих сведений нет. То есть у нас мало данных для заочной оценки ситуации. Уверенно утверждать что-то мы не можем. А значит, не можем верно оценить правильно ли поступили наши военные. Для объективной оценки нужны данные воздушной и космической разведки. Такие данные могли быть у руководителя — командующим дивизией или армией.

«СП»: -Принять верное решение — самое трудное…

— После инцидента 1982 года командирам авиационных полков было запрещено открывать огонь на поражение. Хотя до этого при нарушении госграницы, которое подтверждается визуально летчиком, средствами объективного контроля и командиром полка на локаторе можно было стрелять. Теперь это могут сделать по докладу только главком ВКС или министр обороны.

Речь идет о южнокорейском пассажирском «Боинге», который якобы был нами сбит над Охотским морем. Точно доказано, что наш летчик Осипович стрелял по какому-то самолету. Но вероятность того, что это был «Боинг» — лишь 20 процентов, а вероятность того, что это был разведывательный RC-135 или похожий — 80 процентов. Найдены 18 обломков бортов. Там был воздушный бой.

Могу судить об этом, так как командовал зенитно-ракетным полком на Сахалине и участвовал в расследовании этого случая. Кстати, об этом инциденте написана книга «Третья мировая война над Сахалином».

«СП»: — А технически МиГ-31БМ, поднятый Россией на перехват, справился бы с задачей, если бы поступил приказ сбивать цель?

— МиГ-31БМ — это современная модификация тяжелого истребителя-перехватчика. Он может сопровождать одновременно до 10 целей (для сравнения С-300 сопровождает до 6 целей). Дальность обнаружения целей — более 300 километров. Даже крылатую ракету может увидеть на фоне земли, а это очень трудно. Боевой радиус МиГ-31БМ — больше 3 тысяч километров. Его ракета имеет дальность поражения свыше 200 километров. Ни один самолет в мире таких возможностей не имеет.

По мнению эксперта Центра военно-политических исследований МГИМО, доктора политических наук Михаила Александрова, Россия может начать сбивать чужие военные самолеты в случае, если нарушение границы примет систематический характер.

— Не очень понятно, сознательно ли британский RC-135 пересек российскую границу или случайно. Также не ясно, насколько далеко он залетел на нашу территорию. Все-таки в районе границы случаются сбои. Даже если британец специально нарушил, такая мера как выдавливание за пределы российской территории представляется вполне адекватной.

Если бы он какое-то время летел над нашей сухопутной территорией, тогда уже можно было бы сбивать. Как это было в СССР, когда сбили Пауэрса.

«СП»: — С учетом нынешнего обострения отношений с Британией, ничего хорошего от таких «ошибок» самолетов-разведчиков ждать не приходится…

— Посмотрим, насколько это будет систематически. Все-таки за последнее время это первый воздушный инцидент. История с эсминцем «Дефендер», которая была сознательной провокацией, не в счет. К тому же после того, как наши моряки выдавили такие провокации на море больше не повторялись. Если нарушения воздушной границы станут нормой, придется принимать какие-то другие решения.

Сергей Аксенов