МиГ-31И — покоритель космоса и «убийца-спутников». «Самый универсальный русский истребитель» предстанет в очередном новом качестве
МиГ-31К с гиперзвуковым авиационным комплексом "Кинжал". Новая модификация МиГ-31 И тоже будет носителем этой ракеты и не только её. Подробнее в нашем материале. Фото МО РФ.
Да простят мне уважаемые читатели такое сравнение, но МиГ-31 — словно старый марочный коньяк. С возрастом не только становится лучше, но и открывается с самых неожиданных сторон. Его первый полёт состоялся почти полвека назад. В Политбюро КПСС он был представлен в 1976 году как классический перехватчик, приходящий на смену знаменитому МиГ-25. Но участники замечательного коллектива его главных конструкторов, а их было целых четыре, целая россыпь имён нашей конструкторской элиты, в один голос говорили, что умение перехватывать самолёты, крылатые ракеты и даже низколетящие спутники — всего лишь малая часть того, на что способен этот уникальный истребитель. Первый в мировой практике самолёт так называемого "четвертого поколения" и до сих пор — единственный и неповторимый. От своего предка МиГ-31 унаследовал многие лучшие черты. Но его возможности, при всём огромном уважении к "двадцать пятому", были неизмеримо выше.
Читайте ещё: Как во время "Бури в пустыне" перехватчики МиГ-25 создали для ВВС США больше проблем, чем весь флот других истребителей Ирака вместе взятых
Первый воздушный командный пункт на базе строевого самолёта, благодаря уникальным на тот момент дата-системам, с несколькими цифровыми каналами, первый обладатель экспериментального ракетного комплекса, способного бороться с космическими аппаратами потенциального противника, первый носитель радара с фазированной антенной решеткой, расширявшей возможности по обнаружению и захвату воздушного врага до невероятных по тем временам масштабов. С этим радаром, БРЛС-8Б «Заслон», была забавная история на салоне Ле Бурже 1991 года, где он был впервые представлен на суд обычной публики. Советские инженеры предложили разработчикам первого серийного "стелс"-самолёта F-117 Nighthawk, фирме Lockheed Martin Corporation, проверить невидимость их "Ночного Ястреба" на их новеньком модернизированном "Заслоне".
БРЛС "Заслон". Первая публичная демонстрация на салоне Ле Бурже 1991 года. Фото AFP
Ох уж эти наивные миговцы. Они полагали, что волчья конкуренция на мировом рынке, это что-то типа социалистического соревнования, или жестких, но в целом дружелюбных (все же одно дело делали!) интеллектуальных состязаний между знаменитыми советскими авиационными КБ. Но получили предсказуемый и довольно жесткий отказ. Не для того американцами создавалась легенда о "неуязвимой" невидимке, чтобы эти россияне взяли и вскрыли её с помощью своих уникальных разработок. Это, наверное, был один из первых наглядных уроков в области западного маркетинга, который получили экс-советские конструкторы, росшие и творившие фактически в тепличных условиях. А их самолёт продолжил свою невероятную карьеру, пережив своего несостоявшегося соперника, утюгообразный "стелс" Ф-117, уже на 14 лет. И это ещё не далеко не предел, в этом нет никаких сомнений.
Только за последние пять лет МиГ-31, которому два года назад исполнилось 45 лет, приобрёл сразу три новых ипостаси. Главная, это, конечно, как носитель гиперзвукового авиационного комплекса "Кинжал".
А ещё как платформа новых ракет ближнего радиуса действия для борьбы с массовыми запусками крылатых ракет и вновь создаваемого комплекса противоспутникового оружия. Теперь стало известно, что скоро будет представлена ещё одна модификация, с литерой "И". По мнению специалистов, это может быть доведенная до ума российско-казахская разработка по программе "Ишим". МиГ-31И планируют использовать как разгонный блок для новой ракеты-носителя, способной запускать на низкую орбиту небольшие космические аппараты с самым разным функционалом.
Изделие "Ищим", МиГ-31И — совместный проект КБ МиГ и Московского института Теплоьехники (ракета). Картинка РСК МиГ
Западные эксперты уверены, что это часть обширной программы борьбы со американскими "спутниками-шпионами", которая сейчас получает всё больше ассигнований со стороны Москвы. Так что впору хоть вновь открывать производственную линию МиГ-31, хотя вряд ли это возможно без той, ещё советской промкооперации. В том что этот "ветеран" ещё себя покажет — можно даже не сомневаться. К этому бойкому старичку уже и китайцы присматриваются. Им, в свете нового витка противостояния с США, до зарезу нужен проверенный носитель для гиперзвука. Остается лишь надеяться, что разрабатываемый МиГ-41, о котором что-то мало слышно в последнее время, унаследует все лучшие черты этой линейки и станет первым "космическим" истребителем, как и обещают его создатели.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!