Миграционный кризис – сложная геополитическая игра на постсоветском пространстве

Миграционный кризис – сложная геополитическая игра на постсоветском пространстве

Общественность с изумлением наблюдает за ситуацией на границе Белоруссии и ЕС, которая проходит соответственно через Польшу и страны Балтии. Самый первый вопрос, который появился у обывателя – откуда вообще в Белоруссии беженцы из стран Ближнего Востока? Оказалось, прилетают в массовом порядке. Содействие в этом им оказывают туристические фирмы Республики, и делают ли они это по рекомендациям официального Минска, рассерженного конфликтом с ЕС или сугубо из коммерческих соображений, пока неясно.

Шокирует количество этих несчастных, но весьма радикально настроенных людей. Речь идет о тысячах беженцев из Ирака, Сирии, Ирака, Ирана и Турции. Я более чем сдержанно отношусь к президенту Белоруссии Александра Лукашенко, но должен заметить, что не пускать в страну туристов у белорусских властей не было никаких оснований. В эпоху коронавируса стоит бороться за каждого гостя, который может заплатить за визу, за билет и в любом случае оставит в принимающей стране какие-то деньги.

Но дальше выясняется, что это не туристы, а беженцы и что их цель прорваться в Европу, в Германию. Между тем, в противостоянии ЕЭС и Минска ни одна сторона не стремится к деэскалации. Лукашенко сажает самолеты и прямо говорит, что ослабит пограничный контроль, а Брюссель постоянно вводит новые санкции и бесстыдно содержит потерявшую авторитет внутри Белоруссии Тихановскую и ее приятелей.

При этом Германия прямо заявила, что попросит Россию повлиять на Лукашенко, но причем здесь мы и как можем повлиять на человека, которого вернуться к идее интеграции с РФ заставило лишь обострение внутриполитической ситуации у себя в стране? Любой серьезный эксперт понимает, что влиять на такого руководителя, как Александр Лукашенко, трудно.  После того, как оппозиционные лидеры Белоруссии столь явно показали свои антироссийские корни, у Москвы нет другого выхода кроме усиления взаимодействия с нынешними белорусскими властями, тем более, что Александр Григорьевич, похоже, начинает понимать все плюсы Союзного государства. Осложнять отношения с Лукашенко нравоучениями в Москве не заинтересованы. Мы можем только рекомендовать обеим сторонам  поостыть.

Конечно же, Белоруссия должна привести мигрантов в чувство, ведь они находятся на ее территории. Но что касается стран ЕС, то подходить к этой гуманитарной проблеме только с точки зрения обвинений в адрес Минска и угроз сделать жизнь белорусов еще хуже бессмысленно и безнравственно. Лукашенко показывает ЕС, что у него достаточно рычагов для порчи Брюсселю и Берлину настроения. Ведь не Минск и уж тем более не Москва придумали в свое время звать в Европу мигрантов со всех концов света. В принципе, Минск, который по-видимому, просто хотел заработать на туристах и лишь потом осознал, что приезжие – рычаг давления на противника, предпринимает необходимые шаги для упорядочения ситуации. Это признают и некоторые из беженцев.

Один из них, давший интервью РБК, сообщил, что «перейти на ту сторону пока не удается, в этом они винят белорусских пограничников, считая, что Польша была бы готова их принять. Пояснить, почему — они не смогли». Да и авиакомпания «Белавиа» решила не принимать более в Турции на борт граждан Ирака, Сирии и Йемена. Но ЕС на прямые переговоры с Минском идти все равно не хочет. Министр иностранных дел России Сергей Лавров высмеял негибкость европейских господ: «Ни поляки, ни литовцы, ни кто бы то ни было еще с вопросом относительно возможного посредничества или какого-то иного участия в этих дискуссиях к Москве не обращались…Они вообще ни к кому не обращаются. Просто наслаждаются собственной «крутостью». Действительно, попытка Меркель повесить на Москву по умолчанию миссию урегулирования миграционного кризиса на польско-белорусской границе представляется алогичной. Мы всем сочувствуем, но, при всех интеграционных процессах, Белоруссия это суверенная часть Союзного государства. Зато и Лукашенко поражает сенсационными заявлениями.

Якобы скоро к беженцам, которые уже реально мерзнут и почти голодают, вот-вот «поступит оружие из Донбасса». Что имеет ввиду белорусский лидер? Вмешательство Киева? Гипотетическое намерение ДНР и ЛНР вооружить курдов, которые во внутриукраинском конфликте никогда участия не принимали?! Возможно, что Лукашенко знает больше, чем говорит, но ситуацию все-же лучше разряжать, чем нагнетать. Однако если про оружие из Донбасса глава Белоруссии упомянул вскользь, то его угрозы перекрыть газопровод Ямал—Европа, который целиком принадлежит российской компании «Газпром», неприятно удивляют. Не стоит так широко подходить к чужому имуществу и все время кого-то пугать. Да и, надо признать, Европа не сильно испугалась. В Брюсселе, несмотря на ухудшение отношений последних лет, понимают, что Россия – серьезный партнер, и если контракт подписан, газ будет поставлен.

Но и сам ЕС едва ли не перещеголял Лукашенко в эмоциональных угрозах. Пресс-секретарь МИД Польши Лукаш Ясина в эфире «Эха Москвы» заявил, что у Варшавы есть информация о причастности российской авиакомпании «Аэрофлот» к нагнетанию миграционного кризиса. Дипломат подтвердил, что в Евросоюзе рассматривают возможность введения санкций против перевозчика. До этого об идее санкций против «Аэрофлота» написало агентство Bloomberg со ссылкой на источники.

Ладно Польша, ее давно уже никто всерьез не воспринимает, так как роль этой страны, как и стран Балтии, давно сводится внутри Евросоюза к демонстративным нападкам на Россию, чтобы удовлетворить хозяина и получить за это лишнюю косточку. Но если более серьезные представители ЕС подтвердят претензии к «Аэрофлоту», то это уже путь к конфронтации совсем иного масштаба. В общем, со всех сторон есть люди, которые считают лучшим решением эскалацию конфликта. Что же все-таки делать Москве?

Минск – наш ближайший стратегический союзник, и так должно быть при любом Президенте, не только при Лукашенко. Нам необходимо четко донести, наконец, до Европы, что по мере нарастающего политического влияния России на Белоруссию, у ЕЭС не остается никаких моральных оснований пытаться влиять на ситуацию в этой части Союзного государства. Безусловно, надо говорить и с Минском. Угрозы и непредсказуемость не лучшая форма внешней политики. Пусть Минск вспомнит министра иностранных дел СССР Андрея Громыко родом с Гомельщины, который самые жесткие решения проводил в самой спокойной обстановке, с невозмутимой улыбкой на лице.

Относительно безумных претензий европейцев к «Аэрофлоту», хорошо сказал старший научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.

«Авиакомпания должна проверить право пассажира на въезд в Беларусь, но она не может проверить его намерение ночью перейти границу страны назначения и сбежать в ЕС, а тем более нести за это ответственность».

Думаю, на Западе это прекрасно понимают. Просто захотелось вновь пнуть Россию и Турцию, которые регулярно раздражают Брюссель, Берлин и Вашингтон своей активной и независимой внешней политикой. Ведь турецким авиалиниям тоже досталось.

Между тем, как бы не хотелось Москве остаться в стороне от далеко зашедшей двухсторонней полемики между ЕС и Минском, шансов на это немного. На мой взгляд, Россия должна постоянно подтверждать, что без ее решающей позиции никакие серьезные пертурбации на постсоветском пространстве невозможны. Это значит, что мы не должны занимать в диалоге с ЕС место Минска и не должны передавать Минску претензии или просьбы ЕС, а должны приложить усилия к тому, чтобы посадить обе стороны за стол переговоров, да и сами присутствовать за этим столом.

Цель ЕС, при любом развитии ситуации в Белоруссии, не допустить укрепления Союзного государства Россия-РБ, и потому Брюссель будет использовать любые неловкие шаги Минска или же действительные, объективные проблемы на границах, чтобы нарастить санкции, привязать к проблемным точкам Россию, втянуть в новый конфликт народ Украины. Здесь, на границе постсоветского и западного мира идет сейчас сложная и острая геополитическая игра, и России необходимо как наращивать свое присутствие и влияние, так и сохранять хладнокровие.

Лукашенко с его генезисом может себе позволить и резкие заявления и эксцентричные действия, но у нашей страны другой уровень ответственности, другой имидж. Мы должны не создавать конфликты, а разблокировать их. Напряженность на границе между Союзным государством и ЕС не нужна никому, кроме провокаторов из Брюсселя, и общая задача всех здоровых сил выбить у интриганов из рук и пропагандистское и санкционное оружие.