Миллион белых европейцев был продан в рабство в мусульманский мир и подвергся жестокой эксплуатации

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Миллион белых европейцев был продан в рабство в мусульманский мир и подвергся жестокой эксплуатацииСегодняСегодня210 мин

Миллион белых европейцев был продан в рабство в мусульманский мир и подвергся жестокой эксплуатации

Когда англичанину Томасу Пеллоу было 27 лет, он возглавил экспедицию по охоте за рабами на побережье Западной Африки. Ему было приказано грабить деревни, убивать взрослых и брать в плен детей.

Но Пеллоу не был наёмником, участвовавшим в трансатлантической работорговле, в результате которой миллионы людей были переправлены через океан. Он сам был рабом — в детстве его взял в плен марокканский султан Мулай Исмаил. И 300 лет назад он был далеко не одинок.

Миллион белых европейцев был продан в рабство в мусульманский мир и подвергся жестокой эксплуатацииМарокканский султан Мулай Исмаил владел примерно 25 000 европейских рабов, многих из которых он захватил во время набегов на южное побережье Англии, а также в таких отдалённых странах, как Исландия.Марокканский султан Мулай Исмаил владел примерно 25 000 европейских рабов, многих из которых он захватил во время набегов на южное побережье Англии, а также в таких отдалённых странах, как Исландия.

Султан владел примерно 25 000 европейских рабов, многих из которых он захватил во время набегов на южное побережье Англии, а также в таких отдалённых странах, как Исландия.

Хотя сегодня об этом почти забыли — возможно, из-за брезгливости некоторых историков, — на протяжении трёх столетий мусульмане боялись торговли как чернокожими африканскими, так и белыми европейскими рабами.

Тем не менее в то время бывшие рабы, сбежавшие из плена, опубликовали десятки мемуаров, многие из которых стали бестселлерами. В них рассказывалось об ужасных пытках, изнасилованиях и хладнокровных убийствах.

В книге историка Джастина Мароцци без прикрас рассказывается о масштабах рабства в арабских странах, которое осуществлялось с неслыханной жестокостью.

Миллион белых европейцев был продан в рабство в мусульманский мир и подвергся жестокой эксплуатации«Пленники и товарищи» без прикрас рассказывают о масштабах рабства в арабских странах, которое осуществлялось с неслыханной жестокостью.«Пленники и товарищи» без прикрас рассказывают о масштабах рабства в арабских странах, которое осуществлялось с неслыханной жестокостью.

Что ещё более шокирует, он показывает, что это продолжалось на большей части территории исламского мира вплоть до XX века, а для сотен тысяч западноафриканцев, родившихся в рабстве, продолжается и по сей день.

Миллион белых европейцев был продан в рабство в мусульманский мир и подвергся жестокой эксплуатацииМароцци показывает, что эта практика сохранялась на большей части территории исламского мира вплоть до XX века, а для сотен тысяч западноафриканцев, родившихся в рабстве, она актуальна и по сей деньМароцци показывает, что эта практика сохранялась на большей части территории исламского мира вплоть до XX века, а для сотен тысяч западноафриканцев, родившихся в рабстве, она актуальна и по сей день

То, что Мароцци взялся за расследование этих историй, не говоря уже об их публикации, — смелый поступок. Его книга неизбежно вызовет негативную реакцию со стороны либеральных учёных и телеведущих, которые сосредоточены исключительно на треугольнике работорговли между Европой, Западной Африкой и Америкой, существовавшем с XVI по XIX век.

Миллион белых европейцев был продан в рабство в мусульманский мир и подвергся жестокой эксплуатацииХотя об этом сегодня почти забыли (возможно, замалчивают некоторые брезгливые историки), торговля мусульман рабами из Африки и Европы вызывала глубочайшие опасения на протяжении трех столетий (на фото: отрывок из книги Джастина Мароцци «Пленники и соратники»).Хотя об этом сегодня почти забыли (возможно, замалчивают некоторые брезгливые историки), торговля мусульман рабами из Африки и Европы вызывала глубочайшие опасения на протяжении трех столетий (на фото: отрывок из книги Джастина Мароцци «Пленники и соратники»).

Обвинение арабов, турок и других мусульман в соучастии в работорговле, скорее всего, вызовет обвинения в «исламофобии». Однако, как убедительно доказывает исследование Мароцци, рабство в мусульманском мире существовало гораздо дольше, приносило ещё больше смертей и страданий и сопровождалось пытками, которые не могли себе представить даже самые жестокие трансатлантические работорговцы.

В качестве примера: в Викторианскую эпоху Судан экспортировал бесчисленное количество евнухов, которые служили рабами в Турции и арабских странах. Евнухи, рабы мужского пола, которых кастрировали в раннем детстве, ценились за то, что не могли иметь детей, а значит, не вступали в сексуальные отношения с жёнами и наложницами своего хозяина.

По приблизительным оценкам, в Судане ежегодно от неудачной кастрации умирало 35 000 мальчиков до наступления половой зрелости, чтобы 3500 из них могли выжить без пениса или яичек.

Томас Пеллоу избежал кастрации. Но он более 20 лет страдал от худших проявлений рабства.

В 1715 году он был 11-летним юнгой на корабле своего дяди, который отплыл из Фалмута, графство Корнуолл, и попал в плен. У мыса Финистерре на атлантическом побережье Испании на его судно напали североафриканские пираты, и после сражения, в котором юный Томас чуть не утонул, его заковали в цепи и отправили в Мекнес в Марокко в качестве подарка Мулаю Исмаилу — самопровозглашённому «принцу правоверных».

Султан отдал Томаса своему сыну Мулаю Сфе, который заставил его принять ислам. Мальчик, воспитанный в христианской вере, сопротивлялся несколько месяцев, несмотря на избиения, во время которых его подвешивали за лодыжки и били по ступням — эта пытка известна как бастинадо.

Фома Аквинский по-прежнему отказывался отречься от христианства и позже писал: «Мои мучения теперь усилились, плоть моя сгорала на костях». В конце концов он сделал вид, что подчинился, но «всегда презирал их и их проклятый принцип магометанства».

Должно быть, его юношеский бунтарский дух впечатлил арабов, потому что вскоре он вернулся на службу к султану.

Пеллоу был назначен командующим экспедицией по охоте за рабами в Гвинее. В его распоряжении была армия из 30 000 солдат — все они были рабами — и 60 000 верблюдов. Ему настолько доверяли, что султан даже назначил его опекуном своих 4000 наложниц-рабынь.

Миллион белых европейцев был продан в рабство в мусульманский мир и подвергся жестокой эксплуатацииРабы-христиане, изображённые в Алжире в 1706 году. То, что Мароцци взялся за изучение этих историй, не говоря уже об их публикации, — проявление смелостиРабы-христиане, изображённые в Алжире в 1706 году. То, что Мароцци взялся за изучение этих историй, не говоря уже об их публикации, — проявление смелости

Помимо британских, испанских, португальских и французских рабов, султан, по некоторым оценкам, владел почти четвертью миллиона чернокожих африканцев. Чтобы увеличить количество рабов, он устраивал массовые свадьбы, в которых участвовало до 1600 человек. Он указывал на пары и объявлял: «Этот берёт эту».

Пеллоу писал: «Он всегда запрягает своих самых светлокожих подданных [то есть белых мужчин] в повозку с чернокожим помощником, а прекрасная леди должна быть с негром… так же неразрывно связана, как если бы их обвенчал священник».

Мусульмане считали всех детей, рождённых от матерей-рабынь, самими рабами, независимо от того, кем были их отцы.

Отважный Томас наконец-то сбежал после 23 лет плена. Он пересёк Атласские горы и спустя несколько месяцев, в 1738 году, после «долгих скитаний и тяжёлых испытаний» добрался до дома своих родителей в Корнуолле.

Его книга произвела фурор, пообещав «подробное описание поразительной тирании и жестокости их императоров, а также страданий христианских рабов».

Даже Сэмюэл Пипс затронул эту тему в своих знаменитых дневниках. В феврале 1661 года он записал, что пил до четырёх утра с двумя британцами, которые были рабами в Алжире, — капитаном Мутом и мистером Доусом.

Миллион белых европейцев был продан в рабство в мусульманский мир и подвергся жестокой эксплуатацииДаже Сэмюэл Пипс затронул эту тему в своих знаменитых дневниках. В феврале 1661 года он записал, что пил до четырёх утра с двумя британцами, которые были рабами в Алжире.Даже Сэмюэл Пипс затронул эту тему в своих знаменитых дневниках. В феврале 1661 года он записал, что пил до четырёх утра с двумя британцами, которые были рабами в Алжире.

Они выживали на хлебе и воде, писал он, и их регулярно били по ногам и животу. Ночью любого раба, мужчину или женщину, могли отправить в шатёр хозяина и изнасиловать.

Мусульманские пираты, отплывавшие из Алжира, совершали набеги по всему Средиземноморью и даже в Атлантическом океане, вплоть до Мадейры. К 1620-м годам в городских темницах содержалось 10 000 европейских рабов, в том числе шотландцы, ирландцы, голландцы, датчане, славяне и испанцы. Среди других пленников были японцы и китайцы.

Фламандский аристократ Эмануэль д’Аранда, который провёл два года в плену, выполняя тяжёлую работу, прежде чем его выкупили, подсчитал, что только в Алжире в период с 1536 по 1640 год было порабощено 600 000 европейских христиан. Это согласуется с общепринятой оценкой, согласно которой с 1500-х по 1800-е годы в рабстве находился миллион белых европейцев.

Набеги на прибрежные деревни были ужасными и кровавыми. В 1620-х годах Девон и Корнуолл неоднократно подвергались набегам работорговцев. А в 1627 году две группы работорговцев напали на юго-восточную часть Исландии и захватили более 400 мужчин, женщин и детей. По словам одного из свидетелей, мужчину по имени Бьярни Вальдасон, который пытался сбежать, ударили дубинкой по голове и убили, а его тело разрубили на мелкие кусочки, «как будто это была овца».

Дома были подожжены. Одну молодую мать и её двухлетнего малыша бросили в горящее здание, где они сгорели заживо: «Когда она и её бедный ребёнок кричали и звали Бога на помощь, злобные турки хохотали. Они били и мать, и ребёнка острыми наконечниками своих копий, заставляя их броситься в огонь, и даже яростно кололи их бедные горящие тела».

Это слова Олафура Эгильссона, лютеранского священника в возрасте за 60, которого избивали до тех пор, пока он не потерял способность стоять. Пираты пытали его, чтобы узнать, не спрятали ли жители деревни сокровища.

Миллион белых европейцев был продан в рабство в мусульманский мир и подвергся жестокой эксплуатацииКерамика и другие артефакты, найденные на затонувшем пиратском корабле из Алжира, датируются серединой XVIII векаКерамика и другие артефакты, найденные на затонувшем пиратском корабле из Алжира, датируются серединой XVIII века

Какими бы печальными и шокирующими ни были эти отдельные истории, они — лишь несколько случаев из миллионов. Масштабы рабства в мусульманском мире были невообразимо велики.

«Когда-то, — говорит выдающийся историк профессор Роберт Томбс, — все знали об этом. Это было одним из главных препятствий для западных мореплавателей в торговле со Средиземноморьем. Но сегодня большинство людей даже не подозревают, что такое вообще могло происходить».

Миллион белых европейцев был продан в рабство в мусульманский мир и подвергся жестокой эксплуатацииКартина 1681 года фламандского художника Лорейса а Кастро, изображающая морское сражение между европейскими кораблями и берберийскими корсарами.Картина 1681 года фламандского художника Лорейса а Кастро, изображающая морское сражение между европейскими кораблями и берберийскими корсарами.

Отчасти это связано с нынешним утверждением о том, что Британская империя была источником всех исторических бед. Политически корректному нарративу не соответствует признание того, что мусульманские работорговцы были бичом Африки задолго до прихода европейцев… и ещё долго после их ухода.

Ссылаясь на Британскую энциклопедию, Мароцци утверждает, что в 1861 году, в начале Гражданской войны в США, которая положила конец рабству в стране, в мусульманских государствах Западной Африки было больше рабов, чем в штатах Конфедерации на Глубоком Юге Америки.

Арабская работорговля существовала задолго до появления ислама в VII веке. У пророка Мухаммеда было 70 рабов, в том числе персы, эфиопы, копты (христиане из современного Египта) и сирийцы.

В период между этим временем и Первой мировой войной до 17 миллионов человек были взяты в плен и использовались в качестве рабов в мусульманских армиях, в борделях, на строительных площадках и в частных домах. Это может быть на 50 % больше, чем общее число африканцев, перевезённых через Атлантику, которое обычно составляет от 11 до 15 миллионов.

По отвратительной традиции обращение с женщинами было особенно жестоким. Свидетель при персидском дворе Мусы аль-Хади в VIII веке описал, как халиф однажды прервал трапезу, получив сообщение от евнуха.

Когда они вернулись, евнух, дрожа, нёс блюдо, накрытое салфеткой. Хади сорвал ткань, и под ней оказались «головы двух рабынь с такими красивыми лицами и волосами, каких я, клянусь Аллахом, никогда раньше не видел».

Хади объяснил, как будто ничего необычного не произошло: «Мы получили сведения, что эти двое влюблены друг в друга. Поэтому я поручил этому евнуху присматривать за ними и докладывать мне. Я застал их под одним одеялом за аморальным поступком. После этого я их убил».

Кастрация мальчиков с целью превращения их в евнухов практиковалась вплоть до XIX века. Французский аристократ и исследователь граф Рауль дю Биссон видел, как это происходило в Абиссинии (ныне Эфиопия), и назвал эту операцию «варварской и отвратительной».

«Маленький, беспомощный и несчастный пленник или раб лежит на операционном столе, — писал он в 1863 году. — Его шея зафиксирована в ошейнике, прикреплённом к столу, ноги раздвинуты, а лодыжки привязаны к железным кольцам; его руки держит ассистент. Затем хирург берёт маленький пенис и мошонку и одним движением острой бритвы удаляет все придатки».

Затем в уретру вставляли бамбуковый катетер, чтобы предотвратить образование рубцов, а на порезы наносили горячее масло, мёд, дёготь или конский навоз. Мальчика, которому обычно было от шести до 12 лет, закапывали в тёплый песок по шею, чтобы он не двигался, пока раны заживали.

Маджбуб, или евнух без полового члена, продавался на невольничьих рынках гораздо дороже, чем хаси, которому просто удалили яички. Хаси чаще служил солдатом или полицейским, чем маджбуб, которому можно было доверять в гареме. Британцев 200 лет назад такие истории отталкивали не меньше, чем нас сегодня.

Великобритания не только положила конец трансатлантической работорговле в XIX веке, но и оказала сильное давление на Османскую империю в Турции и на весь арабский мир, чтобы те покончили с рабством.

«Даже несмотря на борьбу с трансатлантической работорговлей, — говорит историк и специалист по этике профессор Найджел Биггар, — Британская империя была занята попытками пресечь арабскую работорговлю в Африке, особенно в Восточной Африке, в том числе с помощью Королевского флота для перехвата невольничьих судов между Занзибаром и Ближним Востоком».

Но в большей части Западной Африки рабство существует и по сей день. В Бамако, столице Мали, Мароцци встретил беглого раба по имени Хамей, которому было за 50. Он жил в нищете с двумя жёнами и 12 детьми.

«Я не выбирал быть рабом, — сказал он. — Мой отец был рабом, мой дед был рабом, и многие поколения до них тоже были рабами. Я был рабом до того дня, когда отказался продолжать в том же духе. С меня было достаточно. И тогда началось насилие».

Хейми выступил против него, потому что ему надоело видеть, как насилуют его жён и дочерей. «Они могут делать это, когда им вздумается. Я никогда не мог с этим смириться. Мой хозяин говорил мне: „Она может быть твоей женой, но я могу взять её, когда захочу“».

Но когда он умолял освободить его семью, на Хейми напали староста его деревни и группа молодых людей. «Они сорвали с меня одежду и, пока я лежал голым в грязи, били меня кнутами, ногами и прилюдно. Все смотрели. Вся община. Они ликовали и снимали всё это на телефоны. Это продолжалось пять часов, затем юноши ворвались ко мне домой и выгнали меня и мою семью. Они забрали моих коров, коз и овец. Внезапно у меня ничего не осталось, но мне всё ещё нужно было кормить всех».

Перспектива безрадостная: рабство или голод. А для примерно миллиона рабов в Мали, исламской стране, это все, что осталось от жизни на сегодняшний день.

Книга «Пленники и товарищи: история рабства и работорговли в исламском мире» Джастина Мароцци опубликована издательством Allen Lane.