Минус 1,6 трлн: Силуанов сокращает расходы бюджета
Министерство финансов инициировало отказ от 1,6 трлн рублей, которые предполагалось потратить в 2023-2025 года. А, именно, на 557 млрд в 2023, 539 млрд — в 2024 году и на 534 млрд — в 2025 годах. Под нож пойдут практически все госпрограммы. Например, развитие транспортной системы, экономическое развитие и инновационная экономика, затраты на ВПК, сельское хозяйство и т.д.
Впрочем, речь не идёт о том, что денег нет. Вопрос заключается в том, что Министерство финансов таким образом хочет бороться с проблемой неосвоения бюджетных средств. Это когда деньги на соответствующие госпрограммы выделяются — а по назначению не используются и остаются на счетах казначейства.
Действительно, такая проблема в правительстве имеется. Зачастую госпрограммы не используют весь финансовый потенциал. Увы, но министерствам присуща паническая боязнь брать на себя ответственность. Поэтому при трате бюджетных средств они выверяют каждую запятую, что значительно тормозит процесс и снижает эффективность
Тем не менее, Минфин не нашел ничего лучше кроме того, как решать данную проблему просто перекрытием финансирования. Мол, все равно не тратят. Давайте тогда и заберем деньги.
Данная ситуация напоминает то, что происходит на валютном рынке. Рубль слишком переукрепился — поэтому давайте не будем думать как тратить валюту на конкретные, необходимые для развития страны цели, а просто сделаем так, чтобы она в страну не приходила и оставалась на счетах в зарубежных банках.
Тоже самое и тут. Силуанов просто лишает госпрограммы денег. Но где у него гарантия, что если в этом году, скажем, на развитие транспортной системы не был потрачен весь объем средств, то подобное повторится и в будущем году. Может быть, как раз все будет наоборот. Или же Антон Германович сомневается в компетенции своих коллег по правительству?
И мы не удивимся, если потом окажется, что денег на ту или иную госпрограмму катастрофически не хватает. Их забрал Минфин.
А вообще бухгалтерские способности Антона Силуанова начинают поражать всё больше. Каким-то образом в этом году Минфин спрогнозировал дефицит федерального бюджета в размере 1,7 (!) трлн рублей, что эквивалентно 1,2% ВВП. С доходами в 25,5 трлн рублей, расходами — на 27,2 трлн рублей. Честно говоря, мы не понимаем, откуда взялась данная цифра доходов.
Вполне очевидно, что доходы государственной казны в этом году превысят 25,5 трлн рублей. Произойдет это за счет двух факторов.
Первое. Падение ВВП составит 3-5%, а не 8-10%, как, судя по всему, полагают в Минфине. Есть вероятность (пока осторожная), что может быть ещё лучше. Во всяком случае, антикризисные меры правительства показывают свою эффективность. Проблема в том, что мы не видим долгосрочной стратегии развития страны и новой экономической идеологии. Но в моменте, набив руку в 2020 году, кабинет Мишустина-Белоусова делает всё на отлично.
Так вот, куда лучший фактически показатель по ВВП не позволит сильно сократить налогооблагаемую базу. Следовательно, ненефтегазовые доходы бюджета в реальном выражении будут близки к прогнозным значениям, которые делал Минфин при проектировке бюджета на 2022 год.
Второе. Нефтегазовые доходы однозначно будут высокими на протяжении всего года. Очевидно, что нефть в цене не упадет ещё на протяжении долгих лет, а физический объем экспорта мы смогли переориентировать на другие регионы. Да, имеются сокращения в поставках газа и нефтепродуктов, но они компенсируются ценой. В итоге показатель нефтегазовых доходов существенно превысил прогнозные значения.
И какой здесь дефицит в 1,7 трлн рублей? Формально на уровне статистической погрешности он, конечно, может быть. Но мы намерены полагать, что по итогам года бюджет окажется профицитным примерно в 1-1,5 трлн рублей. И здесь Минфину надо думать не о том, какие резать программы, а о том, куда потратить «неожиданные» для него доходы. Впрочем, мы знаем что придумает Силуанов — сложить в «кубышку».