«Мираж-2000» — старая новая угроза для ВКС. Российские истребители уже встречались с ним в учебных боях. Как это было?

"Мираж-2000" - старая новая угроза для ВКС. Российские истребители уже встречались с ним в учебных боях. Как это было?Dassault Mirage 2000 впервые взлетели в конце 70-х годов. Сейчас они достаточно сильно устарели и их главный козырь — способность нести высокоточные ракеты СКАЛП. Фото Air&Cosmos

В июне 2010 года, на французской базе ВА-125 под Истром, на Южном берегу Франции, в рамках учений «Гаруда-4-2010» состоялась достаточно знаменательная встреча. В гости к французским лётчикам прилетели представители далёкой и жаркой Индии, в лице четверки спецов одной из самых элитных индийский эскадрилий «Скуадрон-2». Это были лучшие из лучших. До этого данная четверка уже более трёх лет занималась демонстрацией основного истребителя ВВС Индии Су-30МКИ, принимая участие в учебных боях практически во всех западных странах. Результаты выставочных схваток показывали, что первый истребитель, выпущенный после долгого перерыва конструкторским бюро «Сухого» и заводом в Комсомольске-на-Амуре, оказался вполне достойным преемником знаменитого Су-27. Индийцы просто не знали поражений в учебных боях, хотя им довелось встречаться и с Ф-15, и с Ф-16, и даже с Ф-22 «Раптор» в ходе американских учений «Рэд флаг» в разные годы. И повсюду новую русскую машину сопровождали весьма лестные отзывы западной прессы, особо не щедрой на комплименты отечественной технике. Единственное, кого ещё не обыгрывали индийцы в учебных болях до той поры были французы, чье авиастроение среди западных стран всегда стояло чуть особняком.

Теперь основным самолётом ВВС Франции стали «Рафали» фирмы «Дассо Авиасьон», а тогда главный её кулак состоял из «Миражей-2000» последней модификации 5F. Для боя с индийскими гостями были отобраны пять лучших пилотов эскадрильи «Сigognes» («Аисты») под командой бригадного генерала Жана-Поля Клапье. Совместно с индийскими лётчиками они выработали пять основных сценариев для будущих воздушных маневров. Новейшие «Рафали» тогда тоже приняли участие в выставочных боях. Но их задача состояла не в том, чтобы вести маневренные хватки с «Сушками». Они лишь подсвечивали индийские самолёты своим товарищам на «Миражах». Но помогало это мало. «Миражи» проигрывали один бой за другим, хотя индийцы даже не пользовались в этих боях своим управляемым вектором тяги, чтобы совсем не расстраивать гостеприимных хозяев. По заявлению генерала Клапье, цитата:

«Как мы и ожидали, основным козырем «Сухих» могут стать мощь и умение отлично маневрировать. Он имеет подавляющее преимущество в скороподъемности, скорости и плавности полёта. На его фоне наши «Миражи-2000″ выглядели нервно и издерганно. Похоже, что их время уже ушло».

"Мираж-2000" - старая новая угроза для ВКС. Российские истребители уже встречались с ним в учебных боях. Как это было?Вот эти парни задали жару французским лётчикам. Эскадрилья «Скуадрон-2» одино из самых боеспособных подразделений IAF/ Они до сих пор летают на Су-30МКИ. Фото Air&Cosmos

Сушка тогда выиграла у «Миражей-2000» четыре боя из четырех. И то, что целеуказание «Миражам» давали «Рафали», с помощью своих мощных радаров RBE2 с АФАР, ровным счётом никак эту ситуацию не исправляло. Тогда французский журнал «Air&Cosmos» написал достаточно комплиментарную статью о российских «сушках», многозначительно названную одним словом — «Мощь!»

«Все принимавшие участие в деле высоко оценили мастерство индийских пилотов, управлявших своими Су-30МКИ с изысканной лёгкостью. Но главное — их самолёт, к которому лучшим образом подходит определение «Мощь!». Французские специалисты отметили мощнейший российский радар Н001 «Барс» с дальностью обнаружения более 200 километров. Не менее впечатляющей оказалась линейка вооружений российской машины. Ракеты Р-77 мало чем уступают лучшим американским ракетам AIM-120 Amraam. Превосходно себя показала по воздушным мишеням ракета ближнего радиуса действия Р-77. Боезапас каждого «Сухого» может достигать четырнадцати ракет. Да, мы считаем, что РЛС у новеньких «Рафалей» лучше, чем у Су-30МКИ, но по совокупности других качеств воздушного бойца, он «Рафалям» не уступает, не говоря о последней модификации «Мираж-2000 Ф5 с ракетами MICA-EM . Там, к сожалению для наших лётчиков, всё оказалось грустно».

"Мираж-2000" - старая новая угроза для ВКС. Российские истребители уже встречались с ним в учебных боях. Как это было?Индийцам «Миражи-2000» хорошо знакомы. Более 50 единиц этих машин находятся в составе индийских ВВС и сейчас им активно ищут замену. Фото IAF

С тех пор утекло немало воды и что «сушка», что «Рафаль» прошли несколько этапов модернизации. А вот для «Миража-2000» учения «Гаруда-4» стали лебединой песней. Нет, его не списали, но больше в эту программу не вкладывались и она тихо доживает свой век во втором эшелоне французской авиации. Ничего сверхъестественного в этом старом самолёте конечно же нет, и для «сушки» это довольно удобный соперник. Но расслабляться не стоит. Преимуществом 5F считается его возможность нести ракету «воздух-воздух» «Метеор» и выступать в качестве ударной машины крылатыми ракетами «воздух-поверхность» SCALP.