Мнимая трезвость: почему петербуржцы стали отказываться от покупки алкоголя
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Мнимая трезвость: почему петербуржцы стали отказываться от покупки алкоголяВчераВчера761 мин
В Петербурге и Ленобласти ощутимо сократились продажи алкогольных напитков. Это коснулось практически всего сегмента спиртного. Что стало причиной таких изменений, АБН24 рассказал доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге и руководитель «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский.
Продажи слабоалкогольных напитков в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с начала 2025 года упали на 86% и 81% соответственно. Кроме того, объем реализации винных напитков снизился на 33%. Продажи водки за это время сократилась на 8% в Петербурге и на 5% в Ленинградской области.
«На мой взгляд, текущий спад розничных продаж алкогольной продукции в Санкт-Петербурге и Ленинградской области имеет достаточно устойчивый характер. По крайней мере, в среднесрочной перспективе. Но важно понимать, что это не столько результат изменения потребительских предпочтений, сколько следствие экономических и регуляторных факторов», – пояснил Максим Черниговский.
Как заметил эксперт, повышение акцизов, рост минимальных розничных цен, а также ограничения, вводимые в отношении заведений общепита, расположенных в многоквартирных домах, снижают доступность легального алкоголя и частично перетягивают спрос в сторону теневого рынка. При этом, по словам Черниговского, параллельно с этим наблюдается и рост интереса к безалкогольным напиткам. Такой тренд прежде всего касается молодежи из крупных городов.
Фото: stock.adobe.com Фото: stock.adobe.com
«Безалкогольное пиво, вино, коктейли и сидр становятся частью лайфстайла, ориентированного на умеренность и эстетические ценности, особенно на фоне моды на ЗОЖ и визуальную культуру. Однако пока это скорее точечный сдвиг, чем массовая трансформация потребления: традиционные категории, такие как водка, вино или крепкие настойки, продолжают занимать значительную долю рынка», – отметил эксперт.
Однако основной причиной спада является вовсе не изменение вкусов, а усиление давления на легальный рынок. По словам Черниговского, пока не будет пересмотра условий оборота – налоговой нагрузки, ограничений и правил розничной торговли – тренд снижения легальных продаж, скорее всего, сохранится, вне зависимости от растущей популярности безалкогольных альтернатив.