Можно ли из старой авиабомбы сделать высокоточный боеприпас? Российские ВКС получили аналог американских бомб JDAM. Что это за оружие?
Фото взято из тг-канала Fighterbomber
Не так давно многие российские телеграмм-каналы обошло вот это любопытное изображение. Судя по необычной конструкции этой стандартной "пивтонной" авиабомбы, российского производства, она интегрирована с комплектом для превращения обычного "чугуния", или, как говорят на западе "dumb bombs", в высокоточный планирующий боеприпас, рассчитанный на применение в любых погодных условиях. Для этого бомбу снабжают комплектом из небольших, корректирующих полёт крыльев и специального хвостовика с управляемым оперением. Мозгом всей этой конструкции становится контроллер с блоком, связанным с глобальной навигационной системой. В нашем случае, речь конечно же о ГЛОНАСС, о котором ещё недавно многие высказывались с некоторым пренебрежением, искренне не понимая, зачем нам нужен собственный "GPS — Navstar". Ближайшим американским аналогом этих изделий можно считать американский комплект Joint Direct Attack Munition (JDAM), разработанный в самом конце прошлого века знаменитой аэрокосмической корпорацией "Боинг".
Это интересно: "Сармат" уже работает. Как российская ракета, ещё не принятая на вооружение, погубила дорогущую программу американской ПРО.
"Боинг" создал шесть различных комплектов JDAM для большинства американских фугасных бомб весом до тонны. Картинка производителя.
В 1997 году, в ходе полигонных испытаний, это кажущееся небольшим и вполне бюджетным по нынешним временам усовершенствование, продемонстрировало поразительные результаты. Бомбардировщики Б-52 запускали их на расстоянии примерно около 30 км от стандартной точки сброса и благодаря внутреннему GPS-навигатору попадали в круг радиусом десять метров. После соответствующей переподготовки лётчики-"бомберы" могли поражать ими не только стационарные, но и подвижные и даже маневрирующие цели. Одной из фирменных фишек переоборудованных таким образом ФАБов стала их "всепогодность". Если боеприпасам, наводившимся по лазеру и ИК-бомбам требовались определенные погодные условия, то JDAM ничего такого не требовалось. Конечно, в экстремальных погодных условиях становилось тяжелее охотиться за подвижными бронеколоннами, но накрыть мост, склад, или вражескую военную базу можно было невзирая на облачность и осадки, в любое время суток. "Боинг создал комплекты для бомб от 230 кг до тонны. Всего таким образом было переделано более двадцати тысяч боеприпасов, а всего выпустили более двухсот тысяч таких "бомбоконструкторов".
Это интересно: Западные разведки продолжают сообщать о сделке Ирана и России "дроны и ракеты в обмен на истребители". Опубликованы новые подробности.
Американская фугасная авиабомба с комплектом GDU-38 JDAM Фото АР
Первым случаем боевого применения этих комплектов предсказуемо стали бомбардировки Югославии, в рамках операции "Союзная сила". Изначально JDAM снабдили боеприпасы, предназначенные для такого же новенького на тот момент "стелс"-бомбардировщика В-2 "Spirit". Пентагон и Министерство ВВС США достаточно высоко оценили югославский опыт, утверждая, что эффективность переделанных авиабомб достигала 96%. На счету JDAM несколько сербских ТЭЦ и мосты в Белграде и Нише. В последующих войнах больше не было бомбардировок такой интенсивности и усовершенствованные бомбы применяли лишь по хорошо разведанным целям. С 90-х годов сам комплект несколько раз усовершенствовался, хотя до сих пор имеет некоторые проблемы при корректировке на конечном участке полёта. Тем не менее, это опасное и довольно надёжное орудие, как нельзя лучше отвечающее нынешним целям российских ВКС.
Наземный тренажёр прицельно-навигационного комплекса СВП-24 "Гефест". Фото производителя, компании «Гефест и Т»
Это интересно: Войны закрытого неба. Как решение Европейского Союза закрыть небо для России возвращается огромным "бумерангом".
Российские конструкторы в свое время также предпринимали усилия, чтобы максимально увеличить точность свободно падающих авиабомб. Речь о прицельно-навигационном комплексе СВП-24, производства подмосковной компании "Гефест". Он, как говорят, довольно активно применялся в Сирии, в варианте для фронтовых бомбардировщиков Су-24 и, по мнению экспертов, увеличивал точность бомбометания не менее, чем в три раза. Сейчас такие прицелы адаптированы для большинства ударных самолётов российской авиации. Но, как говорится, нет предела совершенству. Да и запасы старых ФАБов на складах по-прежнему можно считать фактически неисчерпаемыми. Так что, если данное новшество действительно примет массовый характер, это очень даже позитивная новость для наших боевых лётчиков-бомбардировщиков и довольно грустная для их визави.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо.