Молодежь в России стала меньше пить: алкоголь не в тренде и мешает зарабатывать деньги

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Молодежь в России стала меньше пить: алкоголь не в тренде и мешает зарабатывать деньгиСегодняСегодня113 минМолодежь в России стала меньше пить: алкоголь не в тренде и мешает зарабатывать деньги

Западные пропагандисты по-прежнему пытаются рисовать образ России – пьющей, малограмотной, дикой страны. Однако Россия уже давно покинула ТОП-10 самых пьющих стран. На первых позициях там — Румыния, Грузия, Чехия, Латвия.

Российские социологи изучили большой массив данных, и пришли к выводу: снижение моды на алкголь серьезно затронуло как раз, молодежную среду. Валерия Кондратенко, младший научный сотрудник, Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ проанализировала данные Россий­ского мониторинга экономического положе­ния и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS —HSE) за 2012—2019 гг.

К сожалению, более свежих системных данных нет, однако отдельные эпиздические и фрагментарные исследованя подтверждают тренд, выявленный в 2019 году.

В стране наблюдается переход от северной модели потребления алкоголя, характеризующейся нечастым, но обильным потреблением крепкого ал­коголя, к южной модели, которая подразумевает более частое потребление алко­голя низкой крепости в умеренных количествах.

Социологи обнаружили явную тенден­цию к снижению потребления алкоголя российской молодежью в период с 2012 по 2019 г. За это время доля молодых людей, которые употребляют алкоголь хотя бы иногда, сократилась с 47 % до 27 %. Особенно заметным оказалось сни­жение регулярного потребления: если в 2012 г. за последние 30 дней употреб­ляли алкоголь 31 % респондентов, то к 2019 г. этот показатель снизился до 16 %.

Наиболее заметные изменения в приросте доли трезвенников произошли сре­ди молодежи до 25 лет, доля непьющих увеличилась на 30 п. п. (выросла с 25

до 55 %). Для сравнения, среди людей 26—40 лет данный показатель изменил­ся за этот же промежуток времени в положительную сторону только на 14 п. п., среди россиян 41—60 лет уже на 12 п. п., среди пожилых людей старше 61 года —только на 9 п. п.

Кроме того, тенденция к снижению потребления алко­голя среди девушек, по­видимому, более быстрая. Схожий тренд прослеживается при анализе данных по возрастным группам. Среди старшей молодежи в возра­сте 18—22 лет доля пьющих за последние 30 дней снизилась с 45 % до 27 % (18 п. п.). Для молодежи в возрасте 14—17 лет этот показатель также уменьшился, с 9 % до 4 % (на 5 п. п.), однако снижение было менее выраженным по сравнению с группой молодых людей 18—22 лет.

Динамика предпочтений алкогольных напитков молодыми людьми также изменилась. На протяжении всего периода самым популярным на­питком среди молодежи оставалось пиво, при этом потребление немного коле­балось, но в среднем составляло 67 %.

В свою очередь, доля молодежи, которая предпочитала вино, снизилась с 39 % до 32 % в 2014 г., затем стабильно росла, до­стигая максимума в 2019 г., когда почти половина (46 %) пьющей молодежи выби­рала этот напиток.

Водка и самогон были менее распространены среди молодых людей, их потребление варьировалось от 12 % до 17 %. Доля молодежи, предпо­читающих «коньяк, виски, ликер» незначительно колебалась, оставаясь на уров­не примерно 15 % в течение всего периода.

Коктейли показали значительное па­дение потребления: с 14 % в 2012 г. до 7 % к 2019 г. В целом доминировали пиво и вино, в то время как более крепкие спиртные напитки и коктейли употребля­лись меньшим количеством респондентов.

Результаты демонстрируют, что употребление спирт­ных напитков молодежью существенно зависит от привычек потребления алкого­ля родителями. Например, мы выявили, что употребление винных напитков одним из родителей увеличивает вероятность молодежи относиться к тем типам, в ко­торые входит вино. Аналогичная ситуация наблюдается с потреблением родите­лями «северных напитков», таких как водка или самогон, и потребление конья­ка, виски, ликера.

Исследования показывают, что существуют различия в потреблении алкоголя в зависимости от социально­ экономического положения человека. Например, выявлена связь между видами алкогольных напитков, ко­торые предпочитают люди, и их социальным классом: представители высших сло­ев общества отдают предпочтение шампанскому, коньяку и другим статусным на­питкам, а пиво и водку склонны выбирать менее обеспеченные и образованные группы населения. В свою очередь, религия и во­влеченность в религиозные практики влияют на восприятие и отношение к алко­голю, выполняя сдерживающую функцию.

У такого поведения есть причины. Современные статусные профессии, дающие желаемое место в обществе, категорически отвергают алкоголь. Пьющие люди легко лишаются своего статуса, которого добивались много лет и большим трудом.

На поведение молодежи влияет и популяризация ЗОЖ. Все большее число людей, особенно, в молодежной среде, занимаются спортом, посещают фитнес-залы, следуя распространяемому культу тела. А с этими занятиями алкоголь несовместим.

Кроме того, алкоголь постоянно дорожает, а нынешняя молодежь более рациональная и стремится не тратить деньги на такие вещи, как алкоголь.

Источник