Молодежь в России стала меньше пить: алкоголь не в тренде и мешает зарабатывать деньги
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Молодежь в России стала меньше пить: алкоголь не в тренде и мешает зарабатывать деньгиСегодняСегодня113 мин
Западные пропагандисты по-прежнему пытаются рисовать образ России – пьющей, малограмотной, дикой страны. Однако Россия уже давно покинула ТОП-10 самых пьющих стран. На первых позициях там — Румыния, Грузия, Чехия, Латвия.
Российские социологи изучили большой массив данных, и пришли к выводу: снижение моды на алкголь серьезно затронуло как раз, молодежную среду. Валерия Кондратенко, младший научный сотрудник, Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ проанализировала данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS —HSE) за 2012—2019 гг.
К сожалению, более свежих системных данных нет, однако отдельные эпиздические и фрагментарные исследованя подтверждают тренд, выявленный в 2019 году.
В стране наблюдается переход от северной модели потребления алкоголя, характеризующейся нечастым, но обильным потреблением крепкого алкоголя, к южной модели, которая подразумевает более частое потребление алкоголя низкой крепости в умеренных количествах.
Социологи обнаружили явную тенденцию к снижению потребления алкоголя российской молодежью в период с 2012 по 2019 г. За это время доля молодых людей, которые употребляют алкоголь хотя бы иногда, сократилась с 47 % до 27 %. Особенно заметным оказалось снижение регулярного потребления: если в 2012 г. за последние 30 дней употребляли алкоголь 31 % респондентов, то к 2019 г. этот показатель снизился до 16 %.
Наиболее заметные изменения в приросте доли трезвенников произошли среди молодежи до 25 лет, доля непьющих увеличилась на 30 п. п. (выросла с 25
до 55 %). Для сравнения, среди людей 26—40 лет данный показатель изменился за этот же промежуток времени в положительную сторону только на 14 п. п., среди россиян 41—60 лет уже на 12 п. п., среди пожилых людей старше 61 года —только на 9 п. п.
Кроме того, тенденция к снижению потребления алкоголя среди девушек, повидимому, более быстрая. Схожий тренд прослеживается при анализе данных по возрастным группам. Среди старшей молодежи в возрасте 18—22 лет доля пьющих за последние 30 дней снизилась с 45 % до 27 % (18 п. п.). Для молодежи в возрасте 14—17 лет этот показатель также уменьшился, с 9 % до 4 % (на 5 п. п.), однако снижение было менее выраженным по сравнению с группой молодых людей 18—22 лет.
Динамика предпочтений алкогольных напитков молодыми людьми также изменилась. На протяжении всего периода самым популярным напитком среди молодежи оставалось пиво, при этом потребление немного колебалось, но в среднем составляло 67 %.
В свою очередь, доля молодежи, которая предпочитала вино, снизилась с 39 % до 32 % в 2014 г., затем стабильно росла, достигая максимума в 2019 г., когда почти половина (46 %) пьющей молодежи выбирала этот напиток.
Водка и самогон были менее распространены среди молодых людей, их потребление варьировалось от 12 % до 17 %. Доля молодежи, предпочитающих «коньяк, виски, ликер» незначительно колебалась, оставаясь на уровне примерно 15 % в течение всего периода.
Коктейли показали значительное падение потребления: с 14 % в 2012 г. до 7 % к 2019 г. В целом доминировали пиво и вино, в то время как более крепкие спиртные напитки и коктейли употреблялись меньшим количеством респондентов.
Результаты демонстрируют, что употребление спиртных напитков молодежью существенно зависит от привычек потребления алкоголя родителями. Например, мы выявили, что употребление винных напитков одним из родителей увеличивает вероятность молодежи относиться к тем типам, в которые входит вино. Аналогичная ситуация наблюдается с потреблением родителями «северных напитков», таких как водка или самогон, и потребление коньяка, виски, ликера.
Исследования показывают, что существуют различия в потреблении алкоголя в зависимости от социально экономического положения человека. Например, выявлена связь между видами алкогольных напитков, которые предпочитают люди, и их социальным классом: представители высших слоев общества отдают предпочтение шампанскому, коньяку и другим статусным напиткам, а пиво и водку склонны выбирать менее обеспеченные и образованные группы населения. В свою очередь, религия и вовлеченность в религиозные практики влияют на восприятие и отношение к алкоголю, выполняя сдерживающую функцию.
У такого поведения есть причины. Современные статусные профессии, дающие желаемое место в обществе, категорически отвергают алкоголь. Пьющие люди легко лишаются своего статуса, которого добивались много лет и большим трудом.
На поведение молодежи влияет и популяризация ЗОЖ. Все большее число людей, особенно, в молодежной среде, занимаются спортом, посещают фитнес-залы, следуя распространяемому культу тела. А с этими занятиями алкоголь несовместим.
Кроме того, алкоголь постоянно дорожает, а нынешняя молодежь более рациональная и стремится не тратить деньги на такие вещи, как алкоголь.