Морская торговля стала новым объектом антироссийских санкций
Блокировка морского фрахта РФ больно ударит по Европе, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» эксперт Центра политических технологий, кандидат экономических наук Никита Масленников. Существуют в данной истории и внешнеполитические риски.
Литва решила заблокировать морские перевозки РФ
Министр транспорта Литвы Марюс Скуодис заявил о том, что европейские государства обсуждают введение запрета на вхождение российских и связанных с Россией судов (совершенно непонятная формулировка) в европейские морские порты.
Литва обсуждала проблему с Польшей и Латвией. Министр иностранных дел Литвы Гибриэлюс Ландсбергис заявил, что закрытие морских портов даст больший эффект, если бы это была общая позиция ЕС, а пока это поддерживают только прибалты и поляки.
Прибалты и поляки лоббируют американские подходы. Компания Boeing объявила о прекращении поддержки авиалайнеров в РФ, а авиавласти в США заявили, что российские самолеты в воздушном пространстве США могут быть перехвачены, а экипажи задерживаться.
Пока речь идет не о морском пиратстве, но скоро наши западные партнеры могут додуматься перехвата российских судов в открытом море. Была же история с иранскими танкерами, которых американцы задерживали на основании санкционных законов.
Если американцы и европейцы поставят эту историю на поток, то она приведет к эскалации ситуации: Россия не будет закрывать глаза на такие рейдерские захваты, но польские и прибалтийские сателлиты США бегут сегодня впереди паровоза.
Для Европы закрытие портов для судов с российским интересом станет катастрофой: слишком много нефти, СПГ и сырья европейцы покупают у России морским путем, видимо это и является объектом американско-литовского давления.
Однако Литва забыла про свой национальный интерес, а история с портом Клайпеда литовцев ничему не научила. Литва и соседняя с ней Польша пользуются морским вариантом в торговли с РФ, данный шаг точно ударит по экономикам этих стран.
Для нас это неприятный звонок: поляки и прибалты предвосхищают будущие решения США, которые на текущих пакетах санкций не остановятся и продолжат оказывать давление на РФ. Давление на торговый флот и авиаперевозки они считают перспективным направлением.
Евросоюз может понести убытки
«Двусторонним отношениям с ЕС эти меры нанесут серьезный ущерб, хотя не очень ясно, как после этого будет происходить снабжение ЕС по существующим сделкам на поставку жидких углеводородов, ведь они будут заблокированы», — заключает Масленников.
Большой вопрос касается отношений с третьими странами: РФ морским путем торгует не только с ЕС и США, но и с другими регионами мира.
«Надо иметь в виду, сколько стран мира не присоединится к антироссийским санкциям США и ЕС. Япония и Австралия поддержали рестрикции, а Мексика и Китай отказались идти на такой шаг, поэтому мультипликативный эффект здесь не просчитать», — резюмирует Масленников.
У России есть шансы на перераспределение экспортных потоков. После февраля 2022 года мир больше не будет прежним, а Москве придется изменить структуру экспорта и импорта, после чего мы получим другую экономику, чем та, что была у нас в 2014 году.
«Торгово-экономические связи у РФ есть помимо ЕС и США – это страны Азии, Латинской и Африки, куда мы поставляем зерно. Сегодня через Черное море пройти нельзя, вследствие чего половина экспортных контрактов по пшенице не исполняется», — констатирует Масленников.
Если Запад не посягнет на режим открытого моря, то таким решением европейцы сделают хуже только себе.
Есть у РФ и проблемы с фрахтом, у нас давно нет такого торгового флота, какой был у СССР. Многие поставки осуществляют иностранные перевозчики, а часть де-факто российских судов зарегистрированы на компании, расположенные в странах-офшорах.
Данный риск также необходимо учитывать: западные партнеры наверняка обратят на него пристальное внимание.
«Выловить «российскую принадлежность» непросто: корабли легко перерегистрироовать. Под транзитными флагами в мировом океане плавает огромное количество судов, давление здесь будет, но на каждое действие существует противодействие», — заключает Масленников.
Очень сложно будет перекрывать торговые поставки для такой огромной страны как Россия: прибалты и Польша могут устроить провокации в Балтийском море, данный момент могут использовать и американцы для давления на РФ.
Цены на пшеницу в Чикаго достигли 10,59 долларов бушель, и это максимальный уровень с 2008 года. Россия традиционно продает львиную часть зерна через морской фрахт, поэтому любое действие по этому вопросу дестабилизирует рынок.
«Немаловажным моментом является и фактор стоимости фрахта: он в 2021 году зашкалил, и это ударило по всем ведущим торговым державам. Если Запад будет давить здесь на РФ, то ситуация в мировой экономике ухудшится», — резюмирует Масленников.
Нюансов здесь много, причем не только экономических, она может довести до ручки уровень отношений РФ и коллективного Запада.