Москва ЦБ не верит

Ярким примером того, что меры поддержки промышленности дают результат, стоит только этим начать заниматься — город Москва. Так, с марта 2022 года в рамках антикризисных мер поддержки бизнеса в столичном регионе реализуется программа льготного кредитования. Ставка для промышленных предприятий-заемщиков составляет 3% процента годовых. Максимальный размер кредита — три миллиарда рублей. Срок льготного кредитования — до трех лет. Оператором выступает Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства.

Кроме льготных преференций, существуют и иные меры. Одной из наиболее востребованных и эффективных является присвоение т.н. статуса "промышленного комплекса", который распространяется на научные исследования и обрабатывающие производства. Для его получения предприятию необходимо соответствовать ряду критериев: по размеру фонда оплаты труда, годовой выручке, средней заработной плате сотрудников, а также суммарному объему инвестиций за последние пять лет.

Что касается льгот, то региональная ставка налога на прибыль составляет 13,5% вместо 17%, налог на недвижимость снижен в 2 раза, налог на землю на 20% меньше, а ставка аренды земли и вовсе сокращена в 5 раз. Все льготы в сумме позволят снизить нагрузку по региональным налогам примерно на 17-20%. В настоящий момент статусом промышленного комплекса обладают 67 предприятий или 10% московской промышленности (если считать по числу занятых людей).

Москва ЦБ не верит

Помимо этого, в Москве работает программа выделения земли под новые производства за 1 рубль в год, т.е. фактически бесплатно. К настоящему моменту выдали порядка 40 гектаров. Плюс в столице работает т.н. административный "зелёный коридор", который позволяет ускорить строительство новых заводов путём сокращения срока бюрократических процедур.

Результат подобной политики — налицо. Так, за семь месяцев 2023 года московское производство выросло на 12,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а выпуск продукции обрабатывающих предприятий (т.е. той отрасли, на которую распространяется статус "промышленного комплекса") столицы увеличился на 14%. По сути в Москве развиваются все высокотехнологичные отрасли. Микропроцессоры, электромобили, БПЛА и др. Более того, они превращаются в своего рода кластеры, где в кооперации с производством работают также и научные бюро.

Стоит ли говорить, что все эти льготы с лихвой окупаются даже на краткосрочном горизонте, не говоря уже о стратегическом развитии? Финансовая помощь предприятиям сейчас возвращается в виде налогов, рабочих мест и жизненно необходимой для страны продукции. Более того, вклад в высокотехнологичное производство "тянет" за собой развитие и других отраслей. А также сокращает поводы для аргументации сторонников привлечения в Россию "иностранных инвестиций".

Тем временем, статистика по остальной стране отличается не в лучшую сторону. Так, если в Москве льготным кредитованием может воспользоваться широкий круг производителей, то в целом по России доступ к недорогому долгосрочному финансированию в рамках различных программ примерно 12-14%. Вот и средний индекс обрабатывающей промышленности у нас за январь-июль составил 6,1% г/г (что тоже неплохо). В Москве, напомню, больше чем в два раза больше — 14%.

Причина подобного дисбаланса — не бином Ньютона. Если в Москве есть деньги на льготное кредитование, то остальной стране игнорировать поведение Центрального Банка уж точно не получается. Кредитование "пляшет" от ключевой ставки. Которая и до июля была завышенной и не соответствующей нашим экономическим реалиям. А уж о нынешних 13% как результата борьбы регулятора с ветряными мельницами "инфляционных ожиданий" и говорить нечего. Хорошего для развития промышленности они не сулят. А у правительства банально нет в федеральном бюджете столько денег, чтобы обеспечить покрытие реального сектора льготными программами на таком же уровне как и в столице.

Таким образом, дихотомия "Москва — остальная Россия" ещё больше углубляется. Концентрация ресурсов в столице работает по принципу "эффекта масштаба". В итоге мы имеем обострение проблемы агломераций. Когда ядро стягивает население как магнит. Стоит сказать, что данная проблема прекрасно осознается на самом высоком уровне:

222222222222222222

Но московские власти в этом уж точно упрекнуть нельзя. Они работают с тем, что имеют. И делают все максимально правильно с точки зрения руководства города. Нельзя их винить в том, что у них ресурсы есть, а в регионах — нет. Это вопрос к финансовым властям. Почему на ровном месте возникает ситуация "густо и пусто". Ну а за Москву остается только порадоваться. Надеюсь, что столичный опыт поддержки промышленности будет масштабирован как можно шире.

Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!