Москва наказывает Токио: о хитрой «национализации» проекта «Сахалин-2»
7 июня автор писал о том, почему Токио должен лишиться доступа к российским углеводородам. Среди аргументов в пользу «раскулачивания» японских инвесторов и изгнания их из проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» – нереальная наглость Токио.
В проекте «Сахали-1» у инвесторов из недружественных стран – Японии и США – по 30% акций, а в «Сахалин-2» – в сумме 50% акций. В каждом из проектов есть доли, принадлежащие японскому капиталу. И Токио за эти доли отчаянно держится, несмотря на поддержку антироссийских санкций, включая блокировку российских счетов в японских банках.
При этом позиция Японии крайне хитрая: Токио декларирует желание отказаться от российских углеводородов, но сетует на то, что не может этого сделать немедленно так как уход из «Сахалина-2» может привести к ослаблению влияния санкций против России, если Москва или дружественная ей страна приобретёт доли в проектах. В этом плане американская ExxonMobil просто решила выйти из «Сахалин-1», списав 3,4 млрд долларов убытков, а Shell ещё в апреле заявила о желании выйти из «Сахалин-2».
То есть японская сторона, извлекая немалую прибыль из энергетического сотрудничества с Россией, позиционировала это сотрудничество как меру по сдерживанию России.
А вчера Москва решила вчера Японию. Президент Путин подписал указ о передачи имущества компании-оператора проекта «Сахалин-2» государству, обязав акционеров проекта – «Газпром» (50% плюс 1 акция), Shell 27,5% минус 1 акция), Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%) – сообщить, согласны ли они получить доли в новой компании. При этом правительство проверит деятельность иностранных компаний в рамках соглашения о разделе продукции по данному проекту, определив размер ущерба, нанесенного государству, а также обязательств по его возмещению.
Указ хитрый: формально никакой речи о национализации не идёт, просто меняется оператор проекта, а все его старые участники – при условии соблюдения ими ряда условий – смогут продолжить добывать газ. Однако создаётся масса условий, позволяющих «подвесить» участников данного проекта:
- Как новый оператор будет управлять проектом и распределять прибыль.
- Какой размер убытков, в том числе от продажи газа Сахалину по завышенным ценам, насчитает государство.
- Какие будут внутриполитические издержки для Японии при изменении условий участия в проекте.
- Будет ли сопровождаться процесс переподачи заявки выставлением политических требований к Токио.
При худшем для Токио раскладе его компании лишатся долей в проекте «Сахалин-2» и будут вынуждены списывать убытки, а также закупать СПГ по биржевым ценам, ожидая его доставки неделям, тогда как пока что они получают газ с месторождения за сутки. На российских СПГ в японском импорте приходилось 9% – найти сейчас ему замену будет непросто.
В таком случае Mitsui и Mitsubishi живых денег от продажи своих долей не получат – они окажутся на специальном счёте, а их доли купит российская компания.