На польско-белорусской границе жарко

На польско-белорусской границе жарко

Мы находимся в самом разгаре самого серьезного кризиса на польской границе за многие десятилетия. Сигналы от государственных служб, пограничной службы, армии и полиции вызывают большую тревогу, и прогнозы на будущее неутешительны. Посмотрим, что мы об этом знаем.

Новости Белсата
Как сообщает «Белсат», две группы мигрантов прорвали забор на границе и попали из Беларуси в Польшу. Вторая группа должна выйти к границе в среду, 10 ноября. Рейтер объявляет о новой серии санкций ЕС против минского режима. Источники Reuters сообщают, что Евросоюз близок к принятию новой серии санкций в отношении 30 официальных лиц, причастных к пограничному кризису, а также авиакомпании Белавиа, которая позволила перебросить мигрантов с Ближнего Востока в Минск. Санкции должны стать ответом на «гибридную войну» в виде направления групп мигрантов к границам Европейского Союза в Польше и странах Балтии с целью дестабилизации и подрыва суверенитета границ. Беларусь отвергает эти обвинения. Между тем Еврокомиссия призывает к еще более жестким санкциям, например, в отношении международных рейсов в эту страну.

Энергетический кризис и пограничный кризис
Источники Bloomberg сообщают, что США предупредили своих союзников по Евросоюзу о возможности нового вторжения России в Украину перед лицом пограничного и энергетического кризиса. Вашингтон наблюдает за скоплением вооруженных сил России на границе с Украиной. Глава ЦРУ недавно посетил Москву, чтобы предупредить ее. Энергетический кризис был вызван, в частности, рекордно высокими ценами на газ, которые «Газпром» поднял за счет сокращения поставок в Европу. Пограничный кризис был спровоцирован Беларусью, вероятно, при поддержке России, что усилило напряженность на границах Европейского Союза и НАТО в Польше и странах Балтии.

Запад увидел роль Кремля
— Кремль хочет, чтобы границы этой части Европы считались неопределенными и были подорваны. Россия хочет изменить ситуацию так, чтобы она наконец вошла в Беларусь в качестве миротворца, — заявил в интервью Польскому радио постоянный представитель Республики Польша при ООН Кшиштоф Щерский. Кшиштофа Щерского в интервью Польскому радио спросили о ситуации на польско-белорусской границе и о том, какие выгоды от этого может извлечь Россия. — Кремль хочет, чтобы границы этой части Европы считались неопределенными и были подорваны. По его словам, Россия хочет изменить ситуацию так, чтобы она наконец вошла в Беларусь в качестве миротворца. По словам посла, Россия также хочет добиться сертификации Nord Stream 2. — Совет Безопасности ООН четко подчеркивает, что осуждает поведение Беларуси и солидарен с Польшей. Это важный призыв и призыв к странам, из которых прибывают мигранты, начать работать с международным сообществом, чтобы заблокировать каналы для транзита людей. (…) Очень важно помочь этим людям. Беларусь это блокирует. (…) Цель Минска гораздо серьезнее, чем просто вызвать кризис на самой границе, — подчеркивает Щерский, которого цитирует Onet.

Что может сделать Польша?
— В интересах Польши, Европейского Союза и НАТО заморозить проект «Северный поток-2» до конца энергетического кризиса, пограничного кризиса в Польше и деэскалации на украинской границе, которая опасается новой военной агрессии со стороны режима Владимира Путина. Газопровод Северный поток 2 может позволить России поддерживать поставки газа в Европу, несмотря на возможный конфликт на Украине, он может дестабилизировать экономическую и политическую ситуацию на Украине, которая по-прежнему зависит от транспортировки российского газа (последнее свидетельство — шантаж Молдовы). По этой причине предположения СМИ о возможности введения новых санкций США против «Северного потока-2» или приостановления его сертификации немцами вселяют надежду у критиков «Газпрома», но не должны вести к преждевременному триумфализму. Процедура сертификации газопровода Северный поток 2 немецким регулятором Bundesnetzagentur теоретически не зависит от политики. Он заключается в определении соответствия или несоответствия модели работы данной инфраструктуры положениям Третьего энергопакета, наложенного на Северный поток 2 в соответствии с поправкой к газовой директиве Европейского Союза, что было достигнуто, среди прочего, благодаря усилиям Польши.  Этот акт все еще оспаривается Россией в суде, но остается в силе.

— Это означает, что «Северный поток — 2» должен соответствовать требованиям газовой директивы, то есть учитывать разделение прав собственности, доступ третьих лиц и независимую установку тарифов. Каждое из этих решений создает проблемы для «Газпрома». Неясно, может ли компания Nord Stream 2 AG, стопроцентно принадлежащая этой компании, быть независимым оператором. Признание третьей стороны является проблемой для Газпрома, но, возможно, не для Российской Федерации, потому что неслучайно, что Ъ недавно получил еще один комментарий от чиновников российского министерства энергетики о том, что агентское соглашение между Газпромом и Роснефтью возможно, позволяя последнему отправить до 10 млрд куб. м природного газа в год, на который рассчитывает британская BP. Это решение также может быть подвергнуто сомнению, но оно будет формой удовлетворения ожиданий регулирующего органа. С другой стороны, самостоятельно устанавливаемые тарифы — самая большая проблема для Северного потока 2, потому что это может привести к банкротству. Есть подозрение, что цена на поставки газа по этому маршруту будет самой низкой из-за субсидирования тарифов Россией, которые будут отражать их в газовых контрактах с компаниями, которые также являются финансовыми партнерами этого предприятия.

— Сертификация может продлиться до января-февраля или даже до мая 2022 года в зависимости от темпа работы немецких чиновников. В худшем случае это будет означать начало поставок через два с половиной года после первоначального крайнего срока, установленного на конец 2019 года. Между тем, есть давление со стороны пророссийских аналитиков, призывающих к временному началу поставок газа по российскому «Северному потоку — 2» до окончания сертификации. Этим занимается, например, Оксфордский институт энергетических исследований. Главный аргумент — энергетический кризис, который, как предполагается, разрешится только после запуска «Северного потока 2». Фактически, «Газпром» мог бы сделать это сейчас, потому что объявления об увеличении поставок по существующим маршрутам снижают цены на биржах, управляемых эмоциями. На данный момент, однако, «Газпром» направляет дополнительные дозы газа через Польшу и Украину, возможно, чтобы избежать более решительных действий в Германии или США. Лакмусовой бумажкой является уровень хранения газа в Европе, которые под контролем России, то есть в Хейдахе, Редене, Йемгуме в Австрии и Германии. Они все еще недостаточно заполнены, и, по данным ICIS, самый большой в Джемгуме не будет готов к зимнему сезону. Это означает, что кризис цен на газ может продлиться всю зиму, и в настоящее время цены достигают более 800 долларов США за 1000 куб. возможно, они упадут до 500 долларов в первом квартале и только до зоны комфорта около 300 долларов во втором квартале 2022 года, если не произойдет новых, непредвиденных событий, таких как горячий конфликт в Восточной Европе, которые сделают нынешний газовый кризис менее серьезным

— Польша, Украина и другие критики политики Газпрома, приходящие в Европу, добиваются новых санкций США и сотрудничества новой коалиции в Германии. Даже если парламент внесет новые санкции в законопроект о бюджете Пентагона, администрация Джо Байдена может приостановить их действие, как это было в 2021 году. Они также требуют повторного антимонопольного расследования против «Газпрома». Даже если немецкие зеленые критикуют «Северный поток — 2», эта тема может выпасть из окончательного коалиционного соглашения, которое готовится уже два месяца. Антимонопольное расследование требует наличия юридических оснований и доброй воли со стороны Комиссии, которая до сих пор недостаточно сотрудничала, предоставив «Газпрому» льготный тариф в форме урегулирования спора после первого расследования. Реальные инструменты в распоряжении критиков Северного потока 2, которые находятся под их непосредственным контролем, — это как раз влияние на процесс сертификации, к которому присоединилась польская PGNiG. У поляков есть юридические аргументы, которые, по крайней мере, отсрочат этот процесс до конца последующих кризисов, охвативших Европу, и, возможно, они смогут убедить немцев и Европейскую комиссию в том, что «Северный поток — 2» не соответствует законам ЕС. Российский эксперт Игорь Юшков сожалеет о том, что польская PGNiG присоединилась к сертификации Северного потока 2, а украинские Нафтогаз и OGTSUA могут присоединиться к ней. — Это саботаж. На самом деле это злоупотребление своим положением. Для чего они проходят сертификацию? В нее должны входить регуляторы с полностью независимой позицией, — цитирует Lenta.ru. Это не саботаж, а использование регулирующего корсета Европейского Союза для защиты интересов Польши, но также и всего Сообщества, а с точки зрения пограничного кризиса в Польше и эскалации в Украине также НАТО, — написал эксперт