На путях к формированию железнодорожного альянса России, Казахстана и Туркменистана
В начале ноября «АО KTZ Express» (подразделение Казахстанских железных дорог), АО «РЖД Логистика» и ОАО «Транспортно-логистический центр Туркменистана» (TULM) подписали Меморандум «О сотрудничестве в международных и транзитных грузовых перевозках». Документ не содержит конкретных совместных мер в этой сфере: их планируется окончательно согласовать не позже января 2023 года. Тем не менее, документ предусматривает организацию регулярных грузовых перевозок в трехстороннем и международном транзитном сообщении; увеличение объемов международных импортно-экспортных грузоперевозок; развитие сотрудничества, направленного на реализацию потенциала железнодорожного коридора «Север – Юг» (РФ – другие прикаспийские страны СНГ – Иран). Предусматривается также совместное использование транспортно-логистической инфраструктуры.
По данным «Казахстан темир жолы» («Казахстанские железные дороги»), в рамках этого же меморандума стороны намерены развивать совместные железнодорожные маршруты «путём запуска новых регулярных поездов между странами, в том числе обеспечивающих сжатые сроки доставки сельскохозяйственной продукции и готовых продуктов питания». В рамках меморандума будут «также внедрять технологические инновации и совместные решения для повышения эффективности маршрута «Север — Юг».
Такой альянс обусловлен, прежде всего фактическим перекрытием евроазиатского грузового транзита через Россию в Европу и в тихоокеанские страны (и в обратном направлении) вследствие санкций Запада. Соответственно, выпадают транзитные доходы как РФ, так и Казахстана и Туркменистана. Ответвления же коридора «Север – Юг» и на Центральную Азию (ЦА) – Иран и на ЦА – КНР позволяют частично компенсировать потери от прекращения евроазиатского грузового транзита через РФ. Эти коридоры выходят на порты Ирана в Персидском Заливе и Индийском океане, а железнодорожные маршруты – через Иран – в Пакистан и далее в Индию. В восточном направлении – это выходы на порты КНР в Тихоокеанском бассейне. Основными товарными категориями МТК «Север – Юг» для контейнерных перевозок являются продовольствие, металлы, древесина и бумага, машины и оборудование, а также минеральные удобрения.
И вот, последовало первое конкретное мероприятие в рамках упомянутого меморандума: ОАО «Российские железные дороги» («РЖД») с 1 декабря с.г. ввели в действие 17-20-процентную тарифную скидку на контейнерные грузоперевозки, если их маршрут проходит по территории Казахстана, о чём сообщается в официальном телеграм-канале компании. Предполагается, что эта скидка будет действовать в течение всего 2023 года, причём условием ее получения будет обязательство провозить грузы еще и через Туркменистан: то есть, по юго-восточной ветке коридора «Север – Юг». По данным руководства РЖД, такле решение распространяется «на экспортно-импортные контейнерные перевозки через российско-казахстанские железнодорожные погранпереходы при условии, что груз проследует и через погранпереход «Болашак / Серхетяка» между Казахстаном и Туркменистаном».
Объем транзита по территории Республики Казахстан за 11 месяцев 2022 года вырос и составил 10,1 млн тонн (9,2 млн тонн за 11 месяцев 2021 года), отчитались в КГД республики. Тем временем, география транспортного альянса расширяется: 30 ноября с.г. официально сообщалось, что «РЖД» ведут переговоры с железнодорожными администрациями Казахстана, Туркменистана и Ирана с тем, чтобы обеспечить применение тарифных льгот на перевозку контейнерных грузов «по всему транзитному маршруту, если он проходит через данные страны». Соответственно, будет введен сквозной льготный тариф на евроазиатский грузовой транзит по всему маршруту РФ – Казахстан – Туркменистан – Иран в обоих направлениях. По имеющейся информации, эти переговоры планируется завершить не позднее февраля 2023 года.
В этом же русле стоит рассматривать и планы создания Ираном и Туркменистаном совместных с российской стороной логистических центров в припортовой особой экономической зоне (ПОЭЗ) «Лотос», расположенной в прикаспийском районе Астраханской области. Об этом сообщил вице-премьер правительства области Денис Афанасьев в ходе состоявшегося в начале декабря круглого стола в Совете Федерации по проблематике коридора «Север – Юг».
Д. Афанасьев пояснил, что недавно поступили предложения Туркменистана и Ирана по таким проектам. А делегации этих стран «уже выбирают площадки в ПОЭЗ “Лотос” для создания логистических центров». Они предназначены для дальнейшего развития транспортно-экономических связей Туркменистана и Ирана с Россией, странами Восточной Европы и Дунайского бассейна, в том числе – с использованием внутренних водных путей в Приволжском и Южном федеральных округах, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность российского сектора в рамках коридора «Север – Юг».
Вступление в действие первой очереди портово-логистического комплекса в этой ОЭЗ запланировано до конца будущего года. Основной грузовой порт, примыкающий к данной зоне – порт Оля. Его грузооборот, по оценке Д. Афанасьева, увеличится к 2024 г. на 3,3 млн. тонн. Одновременно туркменская сторона предлагает России активнее использовать железнодорожно-паромное сообщение между портом Туркменбаши и портами Астраханской области. Причем с использованием большего количества туркменских паромов.
Таким образом, евроазиатский грузовой транзит планируется перенаправлять на маршруты, проходящие и по территории РФ, КНР, стран Центральной Азии и Ирана. В этой связи, для стимулирования такой тенденции уже реализуются некоторые практические совместные меры.
Алексей Чичкин