На топливном рынке традиционного роста цен пока не видно
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>На топливном рынке традиционного роста цен пока не видноВчераВчера4112 мин
Несмотря на то, что начался высокий сезон (повышенный спрос на бензин и дизель), розничные цены не показывают сильного роста. Так, средняя (по стране) стоимость АИ-95 с начала июня выросла на 0,13% (с 61,97 руб. до 62,05 руб. за литр), а стоимость дизеля даже немного снизилась на 0,15% (с 71,44 руб. до 71,33 руб.) за литр. Правда, несколько выросла (+2,45%) цена на АИ-92 — с 56,76 руб. до 58,12 руб. за литр.
Отмечу, что это средняя цена по России. Естественно, от региона к региону она может отличаться либо в одну, либо в другую сторону. Тем не менее, резкого роста, который был в прошлом и особенно в 2023 году, пока не видно. Этому способствовали действия Правительства по ограничению экспорта топлива и выводу дополнительных объемов на внутренний рынок.
Тем не менее, в оптовом сегменте ситуация обратная. Здесь посмотрим на динамику с начала мая, когда компании начали скупать топливо перед высоким сезоном. АИ-92 прибавил 17% до 65,3 тыс. рублей за тонну, АИ-95 — плюс 25% до 75,4 тыс. рублей за тонну. Стоимость дизеля, правда, снизилась на 4,6% до 57,8 тыс. рублей за тонну.
Однако оперативность Правительства сглаживает ситуацию. Буквально сегодня стало известно, что с 1 августа может быть введен полный запрет на экспорт бензина.
Правительство не дожидается повторения ситуации 2023 года. Решение — не новое, но проверенное: сильно запоздалый, но аналогичный запрет в сентябре 2023 года уже продемонстрировал способность охлаждать рынок буквально за считанные недели. В условиях, когда котировки АИ-95 на СПбМТСБ 24 июля достигли 76,33 тыс. руб. за тонну (всего на 0,7% ниже исторического максимума), промедление явно было бы ошибкой.
Эмбарго продлится не менее месяца с возможным продлением до конца сентября. Это накладывается на пик спроса и ремонтный сезон на НПЗ, когда рынок наиболее уязвим. При этом объемы экспорта бензина сейчас составляют 40–50 тыс. тонн в неделю — не критичные, но чувствительные цифры, особенно в условиях нестабильного внутреннего производства. В этих обстоятельствах решение о временном запрете выглядит сбалансированным: оно позволяет быстро насытить внутренний рынок без фундаментальных издержек для экспортной логистики.
Фундаментально возможный дефицит топлива — результат накопленных перекосов: производство АИ-95 лишь немногим превышает внутренний спрос, и любые отклонения — плановые ремонты, логистические сбои — моментально выводят систему из равновесия. Однако и здесь виден системный подход: модернизация НПЗ, в том числе строительство установок бензинового пула, идет по графику. Это не быстрый процесс, но именно он должен снять проблему рынка в перспективе нескольких лет.
Минэнерго, ФАС и нефтекомпании продолжают мониторинг и перенаправляют экспортные объемы на внутренний рынок. Это уже дало эффект — в июле удалось не допустить традиционного скачка цен на топливо в рознице. Если прогноз реализуется, август может пройти без резких скачков. В нынешней конфигурации рынок работает как маятник: любое отклонение от баланса требует быстрой реакции. Правительство эту реакцию в текущем году демонстрирует.
В общем, розница высокий сезон пока что проходит нормально, в отличие от предыдущих лет. А вот по опту Правительству еще предстоит выработать инструменты для снижения колебания котировок. Если крупные компании имеют возможность сделать запасы заранее, то малый и средний бизнес вынужден увеличивать издержки, поскольку свободных оборотных средств у него на счетах нет.
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!