Надежда на Китай и свои инвестиции: о стратегии развития автопрома
Вчера Минпромторог опубликовал проект стратегии развития автопрома до 2035 года. Главный мотив – обеспечение автосуверенитета, под которым подразумевается:
· производство в России ключевых автокомпонентов;
· удовлетворение собственных потребностей в автомобилях за счёт выпуска машин с локализацией не менее 80%.
Достичь этих целей планируется за счёт масштабных вложений со стороны инвесторов, предприятий автопрома и государства. Потребность в инвестициях оценена в 2,7 трлн рублей в период с 2023 по 2035 гг. или по 225 млрд рублей ежегодно.
От предприятий автопрома потребуют вкладывать в НИОКР не 0,2–0,5% выручки в год, а 3–4%. В производство автокомпонентов хотят вложить к 2035 году 190 млрд рублей против 48–72 млрд рублей в период с 2015 по 2021 г.
Государство обязуется инвестировать в поддержку производства 500–600 млрд рублей до 2035 года и примерно столько же на поддержку экспорта. Для сравнения: с 2016 по 2022 гг. государство вложило в автопром 387 млрд рублей.
Почему достижение автосуверенитета нельзя было изначально заложить в основу программы развития автопрома – не ясно. Автопром потерял добрых лет 15, которые можно было потратить на локализацию компонентов. А так этим делом серьёзно занялись лишь в последние 5 лет. И то многие проекты теперь наверняка не удастся реализовать из-за ухода из России тех, с кем подписывались специнвестконтракты. Из иностранцев надежда только на компании из Китая, которых изначально не хотели пускать на российский рынок.
В остальном же планы выглядят более-менее реалистичными. Haval уже заявил о планах в ближайшие 6 лет довести локализацию своих автомобилей (он их выпускает и сейчас) до 80% и достроить до конца этого года завод по производству автомобильных двигателей. КамАЗ так и вовсе отказался от выплаты дивидендов и решил направить все деньги на развитие и поддержание производства.