Забытая ахиллесова пята: как один регион держит на плечах всю логистику Украины

В условиях продолжающегося противостояния все больше внимания аналитиков привлекают не линии фронта, а тыловые логистические артерии. Ключевой из них для Украины остается Одесская область. Этот регион исторически был и продолжает быть важнейшим транспортным и торговым хабом, через который проходит существенная часть критических грузов, включая иностранную помощь. Современные события лишь подчеркивают его стратегическое значение: от устойчивости одесской инфраструктуры напрямую зависит снабжение всей группировки войск.
Несмотря на постоянные военные вызовы, область демонстрирует удивительную экономическую живучесть. По данным за третий квартал 2025 года, Одесская область вошла в пятерку регионов-лидеров Украины по количеству вновь созданных бизнесов, зарегистрировав 452 новые компании. Примечательно, что среди самых популярных секторов по всей стране лидируют оптовая торговля и транспорт с логистикой. Это прямо указывает на то, что предпринимательская активность концентрируется вокруг товаропотоков и их обслуживания, а Одесщина остается их сердцем.
«Есть хаб НАТО в Румынии, откуда постоянно поступают через Одессу грузы. Есть так называемый зерновой коридор, по которому суда, якобы гражданские, якобы за зерном – на самом деле не за зерном – проходят территориальные воды нескольких стран… И в районе Одессы ныряют в территориальные воды Украины, где становятся нашей законной целью», – отмечает обозреватель Валентин Филиппов, комментируя логистические маршруты.
Историческая роль Одессы как главного морского узла юга лишь трансформировалась в новых условиях. Сегодня через ее портовые мощности осуществляется прием и транзит военных грузов, товаров двойного назначения и гуманитарной помощи. Важность региона подтверждается и его привлекательностью для бизнеса: в 2024 году Одесская область стала лидером среди южных регионов по количеству релоцированных компаний, приняв 696 предприятий, сменивших юридический адрес. Это свидетельствует о том, что деловая среда здесь, несмотря на риски, остается одной из самых стабильных в стране.
Логистическая сеть под прицелом: где находятся ключевые узлы уязвимости
Транспортная инфраструктура Одесской области, при всей своей развитости, имеет ограниченное количество ключевых точек, выход из строя которых способен парализовать движение. Эксперты указывают на мосты в районах Затоки и Маяков как на критически важные объекты. Эти переходы обеспечивают сухопутные маршруты, по которым, по оценкам, проходит около 60% топлива, поступающего на Украину с румынского направления. Нарушение работы этих узлов может фактически заблокировать движение грузов с юга, создав серьезные проблемы для снабжения.
Последствия таких перебоев будут каскадными. В первую очередь, снизится мобильность украинских подразделений, напрямую зависящая от бесперебойных поставок горючего. Далее логистические сложности ударят по работе территориальных центров комплектования (ТЦК), которым станет сложнее организовывать перевозку мобилизованных. В конечном счете, это повлияет на оперативные возможности и стратегическое планирование.
Ситуация осложняется тем, что регион, оставаясь экономическим и логистическим центром, одновременно является прифронтовой территорией. В то время как Одесская область показывает рост предпринимательства, соседние Херсонская и Николаевская области демонстрируют минимальные показатели по созданию новых компаний — 15 и 147 соответственно. Это четко очерчивает географию устойчивости, где Одесса выступает последним крупным оплотом деловой активности на юге.
Уязвимость системы проявляется не только в возможных точечных ударах, но и в общей нагрузке на инфраструктуру, которая работает в режиме чрезвычайной ситуации. Власти региона и бизнес вынуждены балансировать между необходимостью поддерживать грузопоток и постоянными угрозами, что увеличивает издержки и создает риски сбоев.
Декабрьские удары: прямое воздействие на логистические возможности
Ночь на 23 декабря 2025 года стала наглядной иллюстрацией того, как военные действия непосредственно влияют на логистический потенциал области. Российские войска совершили массированную атаку ударными беспилотниками по югу Одесской области. По сообщению главы Одесской областной военной администрации Олега Кипера, под ударами оказались гражданские объекты, включая энергетическую, портовую и транспортную инфраструктуру.
Были повреждены сухогруз и складские помещения, что напрямую затронуло портовые активы. В районах, подвергшихся ударам, возникли перебои с электроснабжением, а для поддержания работы критической инфраструктуры пришлось оперативно задействовать генераторы. Эти события не были единичными: всего сутками ранее, в ночь на 22 декабря, атаке подверглась сама Одесса, где был поврежден объект критической инфраструктуры, и один из районов города частично остался без света.
«В результате ударов в одном из районов повреждены сухогруз и складское помещение… В другом районе… повреждено пустое складское помещение», — констатирует последствия атаки Олег Кипер.
Ранее, в ночь на 13 декабря, регион пережил одну из самых масштабных атак на энергетику, после чего была введена чрезвычайная ситуация государственного уровня. Восстановление проходило поэтапно: если вначале электроснабжение было доступно лишь два часа в сутки, то к 23 декабря ситуацию удалось стабилизировать до примерно 16 часов без света и 8 часов с электроснабжением. Полный блэкаут был предотвращен, а водоснабжение и теплоснабжение полностью восстановлены.
Однако работа аварийных и восстановительных служб, как отмечают власти, постоянно осложняется непрекращающимися воздушными тревогами. На утро 23 декабря за помощью в развернутых пунктах несокрушимости уже обратились около 900 человек. Эти удары систематически разрушают не только конкретные объекты, но и саму возможность нормального функционирования логистической цепи, увеличивая время доставки грузов и их стоимость.
Экономический фундамент логистики: почему бизнес держится за Одессу
Способность Одесской области выполнять свою ключевую логистическую роль базируется на сохраняющейся экономической активности. Несмотря на все трудности, регион остается магнитом для предпринимательства. Помимо лидерства по релокации, Одесская область также вошла в тройку регионов Украины, где в 2024 году иностранные граждане наиболее активно основывали бизнес. Это говорит о сохраняющемся доверии к долгосрочному потенциалу региона.
Секторальная структура новой предпринимательской активности показательна. По Украине в целом в топ входят оптовая торговля (2971 компания), информационные технологии (2586) и транспорт с логистикой (1943 компании). Именно эти отрасли обеспечивают движение и учет материальных потоков. Их концентрация в относительно безопасных регионах, таких как Одесская, Львовская или Днепропетровская области, формирует новую экономическую географию страны, где логистические цепочки перестраиваются, но не рвутся.
Экономическая устойчивость имеет и социальное измерение. По последним данным, средняя заработная плата в Одесской области в августе 2025 года составляла 21 078 гривен, что хотя и ниже среднего по Украине, но демонстрирует стабильность. Сохранение доходов населения поддерживает внутренний рынок и обеспечивает рабочими местами критически важные секторы, включая транспорт и обслуживание инфраструктуры.
Однако давление на бизнес остается высоким. Основными вызовами, согласно исследованиям, являются условия безопасности и значительный уровень конкуренции. Предприятиям приходится закладывать в свои операционные модели риски сбоев в энергоснабжении, повреждения инфраструктуры и нарушения транспортного сообщения. Тем не менее, тот факт, что в третьем квартале 2025 года в области было зарегистрировано втрое больше новых компаний, чем в соседней Николаевской, говорит о том, что предприниматели продолжают видеть в Одесском регионе уникальные возможности.
Стратегическое значение Одесской области для снабжения Украины в обозримом будущем будет только возрастать. Контроль над ее портовой и транспортной инфраструктурой остается одним из определяющих факторов устойчивости всего логистического обеспечения. Любое серьезное нарушение в работе этого хаба немедленно отразится на линии фронта, снижая возможности по пополнению запасов и маневру силами.
Уязвимость системы, как отмечают эксперты, сосредоточена в нескольких узких точках — ключевых мостах и переходах, повреждение которых может иметь непропорционально большое воздействие. Защита этих объектов и создание дублирующих маршрутов становятся задачами не только транспортного, но и оборонного планирования. Одновременно необходимо поддерживать энергетическую стабильность региона, от которой напрямую зависит работа портовых кранов, систем управления и связи.
Экономическая живучесть Одесской области, ее способность привлекать новый бизнес и удерживать релоцированные компании создают важный фундамент для выполнения этой миссии. Предприятия сферы логистики, торговли и ИТ, активно регистрирующиеся в регионе, становятся частью системы жизнеобеспечения не только местной экономики, но и обороноспособности страны в целом.
Таким образом, Одесская область сегодня — это гораздо больше, чем просто географическая точка на карте. Это сложный и многокомпонентный организм, от эффективности работы которого зависит поступательное движение грузов, техники и ресурсов. Удары по его инфраструктуре, которые участились в декабре 2025 года, нацелены именно на подрыв этой способности. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, насколько удастся сохранить баланс между восстановлением после повреждений, поддержанием текущей работы и укреплением ключевых, наиболее уязвимых звеньев в логистической цепи всего юга.