Найдут ли Соединенные Штаты ответ на гиперзвуковую угрозу Китая?

Найдут ли Соединенные Штаты ответ на гиперзвуковую угрозу Китая?

Испытания китайского гиперзвукового аппарата показали, что он может доставить ядерное оружие из космоса в нарушение обязательств по Договору о космосе 1967-го года. В августе Китай испытал гиперзвуковой планирующий аппарат, запущенный с орбитального космического корабля, квалифицируя китайский аппарат как систему частичной орбитальной бомбардировки (FOB).

Запуск был подтвержден председателем Объединенного комитета начальников штабов генералом Марком Милли, который назвал его «очень близким к моменту спутника». Он также сказал, что запуск был «очень тревожным». В FOB нет ничего нового. Но что отличает китайскую систему, так это то, что вместо запуска ядерной боеголовки, установленной на небольшой по габаритам ракете на космической орбите, предназначенной для поражения наземной цели, Китай показал, что может запустить из космоса гиперзвуковой планирующий аппарат с ядерной боеголовкой.

У России есть гиперзвуковая планирующая ракета МБР «Авангард», которая к настоящему времени уже развернута на боевых позициях. В отличие от китайского FOB, «Авангард» находится на ракете, запускаемой из подземной шахты. Находясь в пределах досягаемости цели, она выпускает гиперзвуковой планирующий аппарат «Авангард». В настоящее время это не орбитальный аппарат или правильнее сказать «дробно-орбитальный аппарат». Говорят, что он несет относительно ядерную боеголовку мощностью мегатонного класса.

Россия построила по крайней мере три различных платформы FOB, начиная с 1960-го года. Одна из них, получившая название R-36О, прошла первые летные испытания в 1965-м году. После 20 испытаний и множества проблем первые российские платформы FOB были развернуты только в 197-м1 году в Казахстане, в то время входившем в состав СССР, но первоначально не были оснащены ядерными боеголовками.

R-36О была системой с дробной орбитой и не предназначалась для полного вращения вокруг Земли. Например, она могла быть запущена из России, пролететь вниз над Южным полюсом, а затем направиться на север, в Соединенные Штаты, по частичной орбитальной траектории. В пределах досягаемости своей цели она запускала из космоса небольшую ракету с ядерной боеголовкой.

Изначально причиной создания FOB Россией была необходимость преодоления американских систем противоракетной обороны (ПРО). На момент разработки у США была только одна такая система, названная Sentinel (позже названная Safeguard), система, в состав которой со временем войдут 480 ракет Spartan и 192 ракеты Sprint, но Россия аргументирует это тем, что FOB может быть запущен либо над северным, либо над южным полюсами.

У США была система раннего предупреждения (BMEWS) в Северной Америке, Канаде и Великобритании, отслеживающая запуски над Северным полюсом. Но FOB, который может много раз облететь Землю по низкой околоземной орбите, также может быть запущен и над Южным полюсом. В США не было радаров, ориентированных на юг, как у BMEWS. Но в 1972-м году США и СССР подписали Договор по ПРО, ограничивавший обе стороны двумя объектами ПРО — один для защиты своей столицы, а другой — для защиты места запуска межконтинентальных баллистических ракет. В 1974-м году договор по ПРО был дополнен протоколом, ограничивающим обе страны одним объектом ПРО.

США отказались от системы Sentinel в 1976-м году, и никогда не создавали систему ПРО для защиты Вашингтона, округ Колумбия. Русские развернули ПРО вокруг Москвы, первоначально А-35 («Галош»), в 1971-м году, которая позже была заменена на А-135. В 2001-м году США вышли из договора по ПРО, чтобы построить перехватчик наземного базирования, который сегодня в ограниченном количестве (44 пусковыми установками) размещен на Аляске и в Калифорнии. Снос старой системы BMEWS начался в 2016-м году. К 1983 году Советы решили вывести из эксплуатации все свои FOB. К тому времени США начали развертывать радары космического базирования, поэтому ключевое преимущество российских FOB по уклонению от наземных американских радаров было преодолено радарами и дополнительными спутниковыми датчиками, которые могли обнаруживать запуски ракет.

Китай, разумеется, никогда не был участником Договора по ПРО или какого-либо другого двустороннего или трехстороннего соглашения о контроле над вооружениями. Однако Китай подписал Договор по космосу 1967-го года. Этот договор включает следующее положение: — «Стороны Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли какие-либо объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения». Последний запуск Китая прямо нарушает условия Договора о космосе, потому что китайская система вращалась вокруг Земли. Однако ООН, которая является распорядителем и хранилищем договора, ничего не сказала о китайском запуске.

Китай заявляет, что не запускал FOB с гиперзвуковым аппаратом, а вместо этого испытывал многоразовый космический аппарат. Если это так, то почему китайцы держали в секрете именно этот запуск? Однако запоздалое подтверждение запуска указывает на то, что США успешно отследили испытания китайского гиперзвукового планирующего аппарата.

Один из тревожных вопросов с американской стороны заключается в том, почему о запуске в Китае не сообщили в то время, поскольку прошло почти три месяца, прежде чем Financial Times сообщила об этой новости, вероятно, на основе правительственной утечки. Прикрывал ли Пентагон запуск Китая, чтобы избежать проблем с Китаем? Китайский аппарат явно не оправдал всех ожиданий и требует дополнительных испытаний и более длительного цикла разработки. Одним из признаков является, по всей вероятности, тот факт, что китайский гиперзвуковой планер не попал в цель более чем на 20 миль. Это говорит о том, что точность и управление транспортным средством остаются серьезными проблемами. И поскольку гиперзвуковые планирующие аппараты могут нести только небольшие ядерные боеголовки — точно так же, как российские предшественники FOB несли боеголовки на треть меньше, чем могли быть установлены на межконтинентальных баллистических ракетах, — точность крайне важна для создания надежного оружия.

Открытым и безответным вопросом является вопрос о том, решат ли США разработать стратегическую защиту от гиперзвуковых угроз, независимо от того, запускаются ли они из космоса, с моря или с самолетов. Характеристика Милли китайского гиперзвукового корабля как «очень близкого к спутнику аппарата» предполагает, что в Пентагоне ведутся глубокие споры о том, как ответить на этот новый китайский вызов.

Один из подходов — уничтожать любую систему на низкой околоземной орбите до того, как она сможет выпустить гиперзвуковой аппарат. Для этого, вероятно, потребуется система космического базирования, имеющая сложные сенсоры, способные обнаруживать угрожающую гиперзвуковую платформу и способные быстро ее уничтожить. Такая система будет сильно отличаться от классических систем ПРО наземного базирования, которые не способны перехватывать гиперзвуковые угрозы. США и Израиль совместно работают над системой, которая устраняет гиперзвуковые космические угрозы под эгидой новой системы под названием Arrow 4. Подрядчик из США — Lockheed, а Израиля — Israel Aerospace Industries (IAI). Спонсорство осуществляется через Агентство противоракетной обороны США и Организацию противоракетной обороны Израиля. Неясно, предназначена ли Arrow 4 для перехвата космического планера или для атаки на стартовую платформу.

Между тем, нет никаких сомнений в том, что запуск секретной китайской платформы — это начало новой конкуренции и глобальной ракетно-ядерной угрозы. США должны будут найти ответ на новую угрозу Китая, будь то эффективная защита от гиперзвукового оружия или средства для уничтожения FOB до того, как они выпустят свое оружие, или, возможно, и то, и другое.

СТИВЕН BRYEN