Народные республики VS киевская власть: как восстанавливают разрушенные города
Приоритетная задача всех властей на территории пост-Украины вне зависимости от флага — обеспечение жизнедеятельности и восстановление повреждённой инфраструктуры. А так как уже освобождено изрядное количество населённых пунктов в ЛНР и ДНР, а российские войска ушли из Киевской области, то появляется возможность сравнить подходы разных властей к восстановлению привычной жизнедеятельности на подконтрольной им территории.
С самого начала СВО в ЛНР и ДНР открыты центры гуманитарной помощи ЕР, а также работают сотрудники МЧС, которые помогают разбирать завалы. Буквально «с колёс» в городах разворачивается мобильная связь (перепрограммируются вышки), открываются отделения почты и органов государственной власти. Также запускаются предприятия жизнеобеспечения и некоторые заводы. Территории сразу переходят на бивалютную систему, а население «сбрасывает» гривну (её курс недавно понизили с 2,5 до 2 рублей за 1 гривну), возобновляется перечисление социальных выплат. Параллельно происходит «рекоммунизация» — возвращают топонимы образца до 2014 года.
Есть и ряд особенностей, который видны при внимательном наблюдении за экономической жизнью республик.
1. Людям из освобождённых населённых городов обеспечили временную занятость и гарантированный доход в 32 тыс. рублей в месяц за разборку завалов и уборку городов.
2. В районы ЛНР и ДНР закрепили за регионами из России. Так делали с Крымом в 2014 году — это позволяет ускорить восстановление и интеграцию в Россию. Регионы собирают гуманитарную помощь, направляют строителей и узких специалистов, помогают решать точечные задачи.
- Из регионов России в города ЛНР и ДНР приехали строители с тяжёлой техникой: в Красный Луч приехали из Башкирии, в Ясиноватую из Челябинска и т. д. Только в Луганске будут размещены 2 тыс. специалистов из Москвы с тяжёлой техникой.
- Есть информация о том, что теплосети Мариуполя будут восстанавливать сотрудники Московской объединённой энергетической компании (МОЭК) вахтовым методом по схеме 3 через 3 недели.
- В больницах ЛДНР трудятся медработники из России.
3. Увеличены поставки гуманитарной помощи. Если с 2014 года её возили КамАЗами (порядка 7,5 тонн груза), то на днях в республики прибыл первый ж/д состав — 68 вагонов с 2,4 тыс. тонн груза.
4. По всей видимости, Россия построит в ЛНР и ДНР предприятия, выпускающие продукцию, необходимую для восстановления инфраструктуры. В Луганске специалисты из Москвы уже готовят площадку для строительства асфальтобетонного завода — начнёт выпускать продукцию к середине лета. Полагаю, что-то откроют и в ДНР. Без строительства заводов восстановление затянется: крупнейший завод ДНР по производству стеклопакетов выпускает всего 150 стеклопакетов в день.
5. В Республиках наконец-то стало возможно снять деньги с карт МИР без помощи специалистов по «обналу» — заработали банкоматы южноосетинского МРБ. Стало лучше со связью — в РФ можно звонить через +7, а в июле ЛНР (наверняка и ДНР) полностью перейдут на код +7, соответственно будет решён и вопрос с роумингом в России.
6. Продолжается — пусть и в меньших масштабах — эвакуация граждан в РФ. Если на первых порах их размещали в приграничных регионах, то затем стали распределять по всей территории России. Плюс им разрешили въезд по просроченным документам и сняли ограничения по трудоустройству.
7. Отдельный контур — восстановление работы образовательных учреждений. В школы привезли учебники из РФ, ведётся переучивание учителей под новые ФГОСы и работу по российским учебным программам. В сфере высшего образования введена такая же система кураторства, как и с регионами, вскоре обещают открыть кафедры российских университетов
Теперь российский подход можно сравнить с тем, что практикуется на Украине. В качестве объекта для сравнения возьму город Ирпень в Киевской области (из неё наши войска ушли к 1 апреля). Ирпень от боевых действий пострадал достаточно сильно: повреждены 71% зданий, 37 МКД восстановлению не подлежат, но значительно меньше Волновахи (уничтожено 90% МКД) или Мариуполя (уничтожены 60% МКД).
Но, что характерно для Ирпеня и, полагаю, остальных городов Украины.
1. От ЕС нет никакой масштабной и системной помощи: ни бригад строителей с техникой, ни поездов с гуманитарной помощью. Помощь носит точечный характер: бывшая Philips Lighting передаст 300 уличных светильников, город Берн обещает восстановить лицей №3, азербайджанская Socar — школу №12, некоторые делегации дарили по 1–2 машины. За пределами этой помощи вся активность концентрируется вокруг разработки проектов восстановления городов, то есть имеет скорее медийное измерение.
2. Сейчас основа финансирования для восстановления города — 500 тыс. евро от итальянского благотворительного фонда, фактически деньги на восстановление Ирпеня собирают посредством донатов. Европейское финансирование носит нецелевой характер, поступает напрямую в Киев, где и теряется. Потребность города в финансах (по оценке его мэра) — 1 млрд долларов.
3. Людей из Ирпеня поселили в палаточном городке, часть расселили в Киеве. Работы по возведению для них нового жилья пока не начаты, но обещают построить 50 тыс. м2 нового жилья.
Это в Ирпене, где были: премьер Канады Трюдо, певец Боно, генсек Совета Европы Пейчинович-Бурич, главы МИД Нидерландов и Германии и Дании (Хукстра, Бербок, Кофод) председатель Бундестага Бас, не говоря уже о Зеленском и замглавы его администрации Тимошенко.
В других городах ситуация будет значительно хуже — им не достанется и толики того внимания, которое уделили Ирпеню.
И ещё интересная особенность: у новых мэров Волновахи и Мариуполя околонулевая медийная активность — на неё у них нет ни времени, ни желания. Зато мэр Ирпеня успевает и покрасоваться в вышыванке и запустить всеукраинский флешмоб по отправке русского военного корабля в пешее эротическое путешествие.