Нарушит ли польская интервенция на Западную Украину энергетический транзит?
Заместитель председателя Совета Безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал заявление польского президента о том, что рано или поздно между Польшей и Украиной не будет границы:
«…Какие бы заклинания ни произносила эта самая Дуда, речь идёт о фактической аннексии Польшей территорий Западной Украины. Почва прощупывается медленно, но верно. Фантомные боли былого величия, которые несколько столетий мучают поляков, никуда не исчезли. Задача проста – вернуть себе вожделенные исторические земли, прикрываясь агрессивной антироссийской риторикой и лживыми мантрами про общее счастье с «безграничной» Украиной. Отомстить за многочисленные разделы Польши.Понятно, что самим украинцам это мнимое братство не принесёт ничего, кроме окончательной утраты своей государственности.А может, они того и хотят?»
Ранее, в конце апреля, о планах Варшавы по согласованию с НАТО ввести на Западную Украину так называемых «миротворцев» упоминал глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. В результате Галиция и Волынь могут превратиться в некоторый аналог Маньчжоу-Го – марионеточного квазигосударственного образования, провозглашённого японскими оккупантами в 1932 г. в Северо-Восточном Китае (Маньчжурия). Проложенные во времена Российской империи через этот обширный край железные дороги (КВЖД и её ответвления) также неизбежно стали объектом притязаний со стороны японских империалистов и их марионеток, что привело к известному конфликту. Сегодня о вероятности появления «буферного» западно-украинского «государства» активно судачит польская пресса. Например, в статье «Польская восточная политика в изменившемся европейском порядке» Рональд Ласецкий рассуждает о том, что «буфером» между Польшей и подконтрольной России части Украины могут стать Житомирская, Хмельницкая, Ровенская и Волынская области, где проживает более 60 тысяч этнических поляков. Такая «урезанная» Украина (140 тыс. кв. км и 12 млн. жителей) имеет шансы на выживание, милостливо допускает автор. Галичина же с её 50 тыс. кв. км и 5 млн. жителей, по его мнению, «должна оказаться в орбите польской экономики и цивилизационного влияния». За этим эвфемизмом скрывается, в частности, полный контроль ясновельможных панов над местными националистами, способными манипулировать ими к собственной выгоде.
При этом, во избежание возможных инцидентов, Ласецкий предлагает разместить на Западной Украине вооружённую миссию ОБСЕ в составе французских и немецких солдат: такой подбор кадров не случаен. В отличие от англосаксов, Париж и Берлин, дескать, стремятся не допустить полномасштабной войны в Европе, стремясь легализовать новоявленное украинское «государство» на обновлённой карте Восточной Европы, что соответствует интересам Варшавы. Опус Р. Ласецкого, опубликованный изданием Myśl Polska, конечно, не является отражением официальной позиции Варшавы в украинском конфликте, однако сам факт его появления говорит об активных дискуссиях в польском военно-политологическом сообществе, ориентированном на территориальную экспансию в неизбывном духе «пилсудчиков» (1).
В случае гипотетической реализации подобного сценария вокруг нефте- и газопроводов из России в Европу могут разгореться нешуточные страсти. С учётом давних претензий «Речи Посполитой» на «восточные кресы» с историческим центром во Львове, польское, а по сути натовское «миротворчество» в Западной Украине преследует не только очевидные политические, но также и экономические цели. Речь идёт о том, чтобы попытаться взять под контроль «стрежневую» часть газотранспортной системы Украины. В частности, во Львовской области (2), где пересекаются большинство этих артерий, издавна поставляющих Европе российские нефть и газ. В случае польской или местной «экспроприации» этих артерий не только Варшава, но Евросоюз смогут диктовать Москве газо- и нефтетранзитные тарифы и навязывать контракты, выгодные, в первую очередь, Брюсселю. Вероятность подобного шантажа повышается в контексте блокировки Западом «Северного Потока-2», что способствует большей зависимости РФ от «газового» транзита через Украину.
С 1 апреля 2022 года Киев на треть повысил трубопроводные тарифы на прокачку нефти – с 9 до 11,5 евро за тонну, что не привело к сокращению поставок по украинскому маршруту «Дружбы». По информации «Газпрома», транзит «голубого топлива» через территорию нэзалежной продолжается в штатном режиме. В соответствии с заявками потребителей объем на 8 мая составляет 92,1 миллиона кубометров. Контрактные обязательства “Газпрома” по транзиту перед Украиной на текущий год составляют 40 миллиардов кубометров, или около 109,6 миллиона кубометров в сутки.
По данным украинского агентства Лiгa.Net на 11 марта, «транзит российского газа в Европу ежегодно даёт до 2 млрд. долл. дохода для Украины. Поставки эти не ограничиваются ни Европой, ни Россией». «Россия аккуратно переводит транзитные деньги каждый месяц даже во время войны. А Украина должна выполнять транзитные обязательства и во время войны: это покажет, что страна готова транспортировать еще больше российского газа. А в ответ ЕС может вдвое сократить поставки через «Северный поток» и пустить их через Украину», – удовлетворённо констатирует генеральный директор госкомпании «Оператор ГТС Украины» (ОГТС) Сергей Макогон.
Однако 10 мая ОГТС заявил о прекращении российского газа в Европу через газораспределительную станцию «Сохрановка» в Луганской области из-за «форс-мажорных обстоятельств»: «Оператор ГТС Украины (ОГТСУ) сообщает о наступлении форс-мажорных обстоятельств, которые делают невозможной дальнейшую транспортировку газа через «Сохрановку» и пограничную компрессорную станцию (КС) «Новопсков»… КС «Новопсков» является первой из компрессорных станций украинской ГТС на Луганщине, через которую осуществляется транзит почти трети газа (до 32,6 млн куб. м в сутки) из России в Европу». В заявлении «Газпрома» говорится о полном выполнении обязательств перед европейскими потребителями, усиленно (заметим со своей стороны) накачивающей киевский режим современным оружием. Как нам представляется, в контексте имеющихся обстоятельств и наблюдаемой тревожной динамики, включая также и наращивание санкционного давления, российской стороне нелишне озаботиться судьбой нефте- и газопроводов, исходя из возможного сценария распада Украины. Аннексия Польшей Галичины и Волыни с высокой вероятности повлечёт экспроприацию тамошних нефте- и газопроводов, что чревато дальнейшим политико-экономическим ущербом России.
Как известно, отключение не желающей расплачиваться в рублях Варшавы от российского газового «вентиля» привело к почти 80-процентному сокращению экспортных поставок по газопроводу Ямал – Белоруссия – Европа. На май соответствующие транзитные мощности по перекачке «голубого топлива» через Польшу в Германию и частично в Чехию (до 32 млрд. кубометров) «Газпромом» не забронированы вовсе. По предварительной информации, в июне 2022 года эти мощности могут быть использованы (самое большее) лишь на 20%, при том, что газотранзитные расценки в Белоруссии по-прежнему на треть ниже «украинских» (3).
По оценкам зарубежных экспертов, тем самым заинтересованные российские круги дают понять, что не хотят «раздражать» западных партнёров газовыми поставками через страну, находящуюся у них в немилости. Кроме того, создаётся впечатление, что даже в период военного конфликта на Украине в Москве избегают создания условий, способствующих повышению роли Минска в российской газоэкспортной политике, опасаясь возобновления лукашенковской «многовекторности» и лоббирования белорусской стороной новых ценовых льгот за российский газ.
Всё это объективно способствует продолжению газового транзита через территорию бывшей Украинской ССР к «глубокому удовлетворению» Брюсселя, несмотря даже на новые границы и линии соприкосновения, которые могут стать реальностью уже через короткое по историческим меркам время. Впрочем, неадекватное поведение так называемых европейских лидеров может привести к печальным последствиям для возглавляемого ими интеграционного объединения. Как пишет Telegram-канал Brief, «в случае передачи золотовалютных резервов Российской Федерации для восстановления Украины, пусть даже частичной, произойдет мгновенное отключение подачи газа 100% европейских потребителей».
Алексей Чичкин
Примечания
(1) Это касается не только Галичины или Волыни, но также Калининградской области России и части Белоруссии, что вынудило Александра Лукашенко 9 мая дать резкую отповедь на поползновения западных соседей, активно стягивающих военные силы к границе (с белорусской стороны развёрнуты Силы специальных операций ВС РБ).
(2) Сосредоточенность в одной западноукраинской области нефтедобычи и нефтепереработки чревато всевозможными эксцессами в случае обострения внешнеполитической обстановки, которое будет неизбежно сопровождаться активизацией антисоветского подполья. Понимание Москвой этого обстоятельства обусловило образование в 1940 г. Дрогобычской области (нынешний юг Львовщины). В результате, нефтедобыча-нефтепереработка были рассредоточены между двумя этими областями (в Дрогобычской был расположен НПЗ, при том, что частично нефтедобыча была и сохраняется в Ивано-Франковской области). По имеющимся данным, в 1949-м украинский лоббист Хрущёв предлагал объединить эти две области с Ивано-Франковской «для лучшей управляемости» региона, что было отвергнуто Сталиным, по мнению которого, столь большая область с полным циклом нефтяной отрасли стала бы лакомой приманкой для бандеровского подполья. Однако хрущёвский проект вскоре частично удался: указом президиума Верховного совета УССР 21 мая 1959 г. Дрогобычскую область «воссоединили» со Львовской… (3) Кроме того, с начала 2010-х годов законсервировано анонсированное «Газпромом» в 2007 году сооружение второй ветки этой артерии («Ямал – Европа – 2») вдоль белорусско-польской границы в Словакию и далее в Венгрию и через эту страну – в Австрию. В случае реализации проекта, эта артерия обошлась бы втрое дешевле «Северного потока-2», а маршрут газотранзита через Белоруссию был бы на треть короче «трансукраинского».