Насколько опасны для «Северного потока – 2» маневры польского флота?
После заявления директора филиала Nord Stream 2 AG Андрея Минина о провокациях иностранных военных кораблей и рыболовецких судов против российских трубоукладчиков МИД РФ призвал к строгому соблюдению правил мореплавания в районе прокладки газопровода «Северный поток — 2». Остановит ли это тех, кто изо всех сил пытается помешать завершению строительства СП-2, рассуждают эксперты журнала «Профиль».
По словам Минина, в настоящее время в водах Дании у острова Борнхольм, где ведутся работы, установлена зона безопасности 2,4 км. Это предполагает, что находиться там могут только суда, участвующие в проекте. Однако иностранцев, в частности, поляков, ограничения не останавливают. Военные корабли НАТО и рыболовецкие суда постоянно заходят в зону безопасности, а самолеты-разведчики совершают полеты. Более того, недалеко от места работы трубоукладочной баржи «Фортуна» всплывала подводная лодка.
Оперативное командование вооруженных сил Польши подтвердило, что корабли и самолеты ВМС действительно регулярно патрулируют этот район Балтики. Но обвинения в намеренных провокациях поляки категорически отвергли, подчеркнув, что действуют в соответствии с нормами Международного морского права.
Юрист-международник, доцент РАНХиГС Кира Сазонова происходящее объясняет позицией Варшавы, последовательно выступающей против «Северного потока — 2». Впрочем, это инициатива одной страны, а не солидарная позиция блока НАТО. Все провокации последних дней в районе строительства газопровода связаны с активностью поляков, считает эксперт.
«Что касается правовой стороны вопроса, то „Северный поток — 2“ регулируется транснациональным правом. Под этим подразумевается совокупностью международно-правовых норм и национального законодательства тех государств, на территории которых проходит соответствующий участок трубы», — подчеркнула Кира Сазонова.
Основным источником, регулирующим прокладку трубопроводов на международном уровне, является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Согласно этому документу, строительство любого крупного инфраструктурного объекта предполагает создание полуторамильной зоны безопасности, напомнила юрист.
Такая мера особенно актуальна с учетом сложности прокладки коммуникаций по шельфу и экологических рисков. Поэтому крайне важно обеспечить беспрепятственную работу трубоукладчиков и судов обеспечения, пояснила Кира Сазонова.
«Возможность задействовать корабли и авиацию Балтфлота для решения этих задач, безусловно, существует, однако пока это преждевременно. Ответ на провокации должен быть пропорциональным, а не избыточным», — подчеркнула эксперт.
По мнению Киры Сазоновой, привлечение ВМФ России может потребоваться в случае серьезных эксцессов. Повод же для судебного разбирательства в рамках международного коммерческого арбитража появится только в случае повреждений трубопровода, случайно или намерено нанесенных военными кораблями или гражданскими судами иностранных государств.
В свою очередь, партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры» Елена Попова обращает внимание на тот факт, что строительство трубопровода сейчас ведется в исключительной экономической зоне Дании. Согласно ст. 58 Конвенции ООН по морскому праву, здесь все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободами судоходства и полетов.
Правило распространяется в том числе на подводные лодки и рыболовецкие суда. Соответственно, трактовать как провокацию факт прохода иностранных кораблей через район, где находятся трубоукладчики «Фортуна», «Академик Черский» и суда обеспечения, неправомерно, уверена Елена Попова.
Столь же сомнительными пока выглядят и утверждения представителей филиала Nord Stream 2 AG о неких попытках воспрепятствования осуществлению экономического проекта путем навигационных маневров, создающих некие риски аварии. Инциденты на море с участием судов не редкость, и далеко не всегда за ними стоит злой умысел, отмечает юрист.
«Вспомнить недавнее ЧП в Суэцком канале. Несмотря на многочисленные публикации в связи с данным событием, вряд ли было хоть одно предположение о провокации со стороны Панамы как государства флага севшего на мель судна против мирового торгового мореплавания», — сказала Елена Попова.
В заявлениях о повышенной активности иностранных морских и воздушных судов в районе строительства «Северного потока — 2» упоминается зона безопасности. Информация должна быть опубликована в извещениях мореплавателям, то есть навигационных предупреждениях. Однако это не запрет на судоходство, а всего лишь уведомление о навигационных особенностях и рисках в конкретных географических координатах.
«Таким образом, нарушений международного права в самом факте появления в этой зоне чужих кораблей и самолетов формально нет», — констатирует Елена Попова.
Вместе с тем для эксперта очевидны риски повреждения судов и оборудования, задействованных в проекте. Как известно, трубоукладчики «Фортуна» и «Академик Черский» — единственные в России суда такого типа. В случае выхода их из строя найти замену практически невозможно. Это повлечет приостановку работ на неопределенный срок.
«Кроме того, нельзя исключить повреждение самого трубопровода. Хотя глубина, на которой он прокладывается, слишком большая, чтобы его могло задеть обычное судно, но с субмариной, командир которой решит лечь на грунт, такой вариант вполне возможен», — напоминает Елена Попова.
Подобный инцидент чреват не только срывом поставок углеводородного сырья на время ремонта «трубы». Юрист не исключает, что страховые компании ввиду серьезных убытков в дальнейшем могут отказаться покрывать риски в отношении «Северного потока — 2», что может поставить под вопрос его полноценную эксплуатацию.