Не добили хуситы, так чуть не убился сам. Красное море стало роковым для авианосца «Гарри Трумен». Командование уволено за провал миссии
Недавний инцидент, когда в Суэцком канале столкнулись два огромных корабля стал последней каплей, после которой командира и его помощников отправили в отставку. Фото ВМС США
В Америке разгорается крупнейший за последние четверть века скандал, связанный с авианосцем «Гарри Трумен». Этот восьмой представитель класса Нимиц за последние несколько месяцев выступил, что называется на все деньги и по результатам ближневосточного похода его командование полностью утратило доверие высшего руководства ВМС Соединенных Штатов. Такого в американском флоте не случалось, если я не ошибаюсь, с начала нынешнего века, когда лодка запрещенной «Аль-Каиды», набитая взрывчаткой, протаранила борт эсминца типа «Арли Бёрк» USS Cole. Тогда во флоте полетели многие головы. Официально, во всем обвинили власти Судана, но наказали многих своих и даже влепили неполное служебное несоответствие координатору группировки, известному контр-адмиралу Крейгу С. Фэллеру.
У «Трумэна» таких последствий нет, но нелепый инцидент с огромным балкером Бешикташ-М стал завершением той цепи неприятностей, которые преследовали этот атомный авианосец в последние несколько месяцев. А их набралось столько, что не каждый корабль набирает за всю боевую биографию. И это, по мнению скептично настроенных критиков авианосных ордеров, а в США такие тоже имеются в значительных количествах, подливает масла огонь в тезисы о бесполезности в нынешних условиях столь огромных и сжирающих массу ресурсов плавучих атомных аэродромов.
Фатальных повреждений «Трумэн» не получил, но вся его миссия против Йемена была признана провальной. Фото ВМС США
«Трумэн» отправился в Красное море после внезапного ухода авианосной группы корабля «Авраам Линкольн», срочно покинувшего этот театр летом 2024 года. Неожиданная ретирада «Линкольна» вызвала немало пересудов. Особенно с учётом того, что случился загадочный инцидент с основным судном снабжения этого авианосного ордера, военным танкером «Большой Рог». Хуситы, против которых и были направлены корабли группировки с удовольствием приписали серьезную поломку судна себе, а американцы всячески отнекивались, но военно-морской театр быстренько покинули, чем лишь подпитали различные теории заговора. Потом на несколько месяцев Красное море вообще опустело, и только суда под китайскими и российскими флагами могли беспрепятственно курсировать по этой акватории. А 14 декабря к берегам Йемена пришел авианосный ордер USS Harry S. Truman, видимо со старой доброй миссией для создания переговорного фона событиям в Газе.
Ф-18 стал жертвой суматохи, возникшей в ходе атаки хуситов на авианосец. И не он один. Фото NAVAL NEWS
Но вместо демонстрации флага, авианосец буквально на второй день вступил в морской бой, потеряв истребитель Ф-18 от «дружественного огня» и едва не потеряв второй. Ракеты хуситов были сбиты уже в непосредственной близости от авианосца, на последней линии обороны, и ещё как минимум дважды ордер был обстрелян ракетчиками «Ансар Аллах». А потом наступило перемирие, и «Трумэн», чья миссия уже не считалась удачной, о чем говорили многие наблюдатели, поставил в этой истории жирную точку. В Суэцком канале, находясь в окружении трёх кораблей сопровождения, он был не фатально, но сильно протаранен панамским сухогрузом, водоизмещением , лишь немного уступавшем самому авианосцу. Не помогли тому ракетные эсминцы «Джейсон Данхэм», «Стаут» и крейсер УРО-ПРО «Геттисберг». Как пишет популярный международный военный вестник:
«Выражаем сомнения в компетенции командного состава «Гарри Трумэна». Что, если корабль, столкнувшийся с авианосцем «Гарри Трумэн», был укомплектован террористами и начинен взрывчаткой? Некомпетентность капитана, позволившего ему подойти так близко, могла привести к гибели его экипажа и унизить США».