Не подумали о последствиях: вслед за Омском и Новосибирск заставили снизить тарифы на ЖКХ
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Не подумали о последствиях: вслед за Омском и Новосибирск заставили снизить тарифы на ЖКХСегодняСегодня1594 минОглавление
Показать ещё
Невзирая на удушающую инфляцию региональные власти, соревнуясь друг с другом, повышали тарифы на ЖКХ и электроэнергию. Все понимали, что губернаторы действуют в угоду олигархам-поставщикам услуг; что тарифы запредельны и за последние 4 года они так подскочили на 50%; что это раскручивает маховик инфляции; что рост тарифов освобождает олигархов от необходимости снижать издержки… И никто не думал о людях и о последствиях, в том числе, для экономики. А теперь, вслед за Омской областью, где тарифы были снижены после протеста прокурора, тарифы вынуждены снизить и в Новосибирской области.
Жара в Новосибирске стояла невыносимая, когда в квитанциях жителей появилась неожиданная строка: «снижение тарифов». Для семьи Петровых из Академгородка, ежемесячно платившей за воду 1200 рублей, экономия в 49 рублей казалась каплей в море. Но за этой каплей — 2.7 млрд рублей необоснованных расходов, выявленных ФАС, и системный кризис тарифного регулирования.
Раскрытие схем: что скрывали тарифы
Проверка ФАС в Новосибирской области вскрыла масштабные нарушения:
— Завышенные расходы на 2.7 млрд рублей, включенные в тарифы 2025 года для теплоснабжения, водоканала и обработки ТКО.
— Механизм манипуляции: ресурсоснабжающие организации включали в расчеты не подтвержденные документами затраты — от «ремонтов-призраков» до закупок по завышенным ценам.
После всего этого ФАС повелел тарифы снизить, что областной департамент по тарифам оперативно сделал – он снизил расценки с 1 июля:
— Водоснабжение: -4.09%
— Тепло: -3.22% до -13.34% в зависимости от района.
Это не единичный случай. С начала 2025 года ФАС изъяла 5.1 млрд руб. необоснованных расходов из тарифов по всей России, а за 2023-2024 гг. — еще 21.6 млрд.
Политика vs экономика: почему снижение следует за ростом
Динамика выглядит парадоксальной: в июле среднероссийские тарифы ЖКХ выросли на 11.9%, а в Москве — на 15%. Однако Новосибирск, Омск и другие регионы пошли на снижение. Причины кроются в двойной игре власти:
1. Социальный гнев как триггер
В 2017 году Новосибирск уже бурлил: митинги против повышения тарифов на 15% собирали тысячи людей .
Сегодня, на фоне инфляции и падения доходов, Кремль опасается повторения протестов. Снижение — превентивная мера.
2. Инструкция «сверху»
— Распоряжение Правительства № 3287-р (ноябрь 2024) обязывает регионы согласовывать индексы с ФАС.
— Проверки в Бурятии, Хакасии, Томской области после новосибирского кейса подтверждают: нынешнее снижение тарифов — не инициатива регионов, а централизованная кампания.
3. Перераспределение финансовых потоков
— Исключенные 2.7 млрд рублей в Новосибирске не исчезли — их направят на модернизацию инфраструктуры. Власти анонсировали 19 тыс. проектов по ремонту сетей водоснабжения по всей России.
Кто виноват: монополии, коррупция или неэффективность?
Анализ нарушений в Новосибирске показывает системные проблемы:
— Бесконтрольность ресурсников: отсутствие аудита затрат позволяло включать в тарифы даже расходы на банкеты и премии топ-менеджменту.
— Пассивность регионов: департаменты по тарифам зачастую без проверок утверждали заявки поставщиков услуг. В ФАС признают: «экономическая необоснованность» — следствие халатности чиновников.
— Несовершенство методик: При расчете тарифов учитываются устаревшие нормативы 10-летней давности, не соответствующие реальным затратам .
«Регионы боятся конфликтов с РСО — те угрожают отключениями. Потому чиновники штампуют любые цифры», — поясняет экономист «Финама» Дмитрий Баранов.
Последствия: кто выиграл, а кто проиграл
Для населения:
— Экономия семьи из 3 человек в Новосибирске — 120-350 руб./мес. Но на фоне общего роста тарифов это капля в море: например, электроэнергия подорожала на 12.6%.
— Психологический эффект значимее: люди видят, что власти иногда реагируют на требования людей и могут менять свои решения.
Для поставщиков услуг:
— Потери РСО компенсируют сокращением инвестиций. В ФАС уже фиксируют жалобы на «заморозку» ремонта сетей.
Для государства:
— Укрепление доверия к ФАС как «защитнику народа».
— Риск дефицита бюджета регионов: в Новосибирской области ЖКХ дает до 15% налоговых поступлений.
Будущее тарифов: три сценария
1. Оптимистичный: Снижение станет системной практикой. ФАС усилит контроль: с 2026 года все тарифы будут проходить AI-аудит на завышение затрат.
2. Реалистичный: Власти найдут обходные пути. Уже сегодня вводятся дифференцированные тарифы на электроэнергию: при потреблении свыше 6001 кВт/ч цены сравняются с коммерческими.
3. Катастрофичный: Сокращение доходов РСО приведет к коллапсу ЖКХ. Износ сетей в Новосибирской области достигает 70% — аварии зимой 2026 могут стать массовыми.
«Тарифные качели» как новая реальность
История с новосибирскими 2.7 млрд рублей — не триумф справедливости, а лакмусовая бумажка кризиса. Власти балансируют между: необходимостью финансировать изношенную инфраструктуру (44 тыс. объектов ЖКХ в России требуют срочного ремонта ); риском социального взрыва и давлением монополистов ЖКХ.
Как признается источник в ФАС: «Мы не снижаем тарифы — мы возвращаем их к экономически обоснованному уровню. Но это борьба с ветряными мельницами, если не менять систему расчета».
Пока Петровы из Новосибирска радуются экономии в 49 рублей, их сосед, пенсионер Семенов, клянет «умные» счетчики: из-за них его платежи за свет выросли на 30%. Оборотная сторона «тарифных качелей» — они подбрасывают вверх не только деньги, но и гнев людей. И следующая остановка этой игры может быть в кабинетах Кремля.