Не пригодился у нас, зато стал ключевым для 5 поколения Китая. 25 лет назад взлетел МиГ-1.44, который явился прототипом китайского J-20.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Не пригодился у нас, зато стал ключевым для 5 поколения Китая. 25 лет назад взлетел МиГ-1.44, который явился прототипом китайского J-20.СегодняСегодня6143 минМФИ или МиГ-1.44 до сих пор остается предметом серьезных дискуссий, хотя никогда не планировался для серийного производства. Но эксперты утверждают, что он стал одним из прототипов J-20. Фото РСК МиГМФИ или МиГ-1.44 до сих пор остается предметом серьезных дискуссий, хотя никогда не планировался для серийного производства. Но эксперты утверждают, что он стал одним из прототипов J-20. Фото РСК МиГ
Свершения великого советского ВПК более двух десятков лет после гибели Союза были нескончаемым источником вдохновения для разных зарубежных производителей оружия по всему миру. Даже удивительно, сколько передовых идей было положено на полку в самом начале девяностых, и добыто оттуда техническими разведками многих стран. В конце 70-х годов в Советском Союзе, в рамках программы "И-90", началась вдумчивая работа над истребителем нового поколения, должным прийти на смену только что появившемуся "в железе" Су-27. В начале 80-х специалисты ЦАГИ предложили РСК МиГ заняться самолётом, выполненным по схеме "утка" и обладавшим незаурядной маневренностью. Миговцы с радостью откликнулись, хотя уже в техзадании машины таилось немало подводных камней даже для мощного советского ВПК.
Новый самолёт должен был совмещать такие можно сказать взаимоисключающие вещи, как сверхманевренность, скорость без форсажа, близкую к 3 Мах и невидимость не хуже, чем у машины по американскому проекту AFT, то есть будущего Ф-22 . Причем, с самого начала, в отличие от того же "Раптора", самолёт проектировался не как чистый боец, а многофункциональная машина, способная нести во внутренних отсеках большую номенклатуру оружия, включая высокоточные ракеты "воздух-поверхность". Это очень современная ныне концепция, но на пороге стояли 80-е. Не удивительно, что новый самолёт, в отличие от многих других машин 70-80 гг создавался с таким скрипом, как, впрочем и его американский "одноклассник". Через 8 лет после начала работ 1991 году РСК МиГ удалось лишь защитить форму планера и приступить к постройке нелетающей модели для статических испытаний.
Сравнительная инфографика МФИ и J-20. Разница конечно имеется. Но невозможно не заметить и явного сходства, большего, чем просто случайное. Флай ИнтернейшнлСравнительная инфографика МФИ и J-20. Разница конечно имеется. Но невозможно не заметить и явного сходства, большего, чем просто случайное. Флай Интернейшнл
А потом наступил крах СССР, и если что-то и делалось на авиационном поприще, то либо в инициативном порядке, либо на деньги иностранных заказчиков, что никоим образом не способствовало росту обороноспособности России. Наши крупные производители наивно рассчитывали, что смогут буквально ворваться на рынок со своими прорывными моделями. Но внезапно выяснилось, что их там никто не ждет. В итоге, готовый прототип самолёта в 1994 году совершил первую рулежку и пробежку, но не взлетел, потому что элементарно из-за нехватки части оборудования. Помыкавшись с разными мутными "инвесторами", под которыми в 90 случаях из ста скрывались агенты иностранных разведок, миговцы поставили почти готовый самолёт на консервацию.
Он вновь стал востребован через четыре года, когда американцы начали серийный выпуск Ф-22. Лётный прототип построить всё же удалось. В феврале 2000 года он впервые взлетел, сделав один круг над аэродромом. А в апреле 2000-го на День космонавтики, МиГ-1.44 или "МФИ" — многофункциональный фронтовой истребитель, совершил полноценный 22-минутный полёт и его лётчик-испытатель Герой России Владимир Горбунов высоко оценил пилотажные качества истребителя. Но тогда уже было известно, что в серию пойдет машина ОКБ "Сухой".
Серийный китайский истребитель Джи-20 пятого поколения. Фото ВВС НОАКСерийный китайский истребитель Джи-20 пятого поколения. Фото ВВС НОАК
А в 2002 году стало известно о начале работ над китайской программой J-XX и "изделием 718", будущим J-20 "Могучий дракон". Первое же появление аванпроекта будущего китайского истребителя заставило экспертов заговорить о необычайной похожести этого проекта на российский МФИ. Как написал тогда известный эксперт из Флай Ревю Дуглас Барри:
"Если это совпадение, то поразительное. Россия наверняка предоставила техническую поддержку Китаю. Микоян действительно помог с развитием J-20, хотя я не уверен, что это сделано по государственным каналам и на законных основаниях".
Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов. Поддержите автора, если есть такая возможность. Кнопка поддержки чуть ниже справа.