Недополучим, но вывезем! Казахстанский уголь в Европу – любой ценой
Стратегия угольного «замещения» России в Европе оставляет Евразийскую Экономическую Комиссию безучастной
В одной из предыдущих публикаций мы затрагивали тему наращивания поставок казахстанского угля в испытывающую всё более заметный энергодефицит Европу. По данным Eurostat, только за январь-май в западном направлении ушло не менее полутора миллионов тонн энергетического и коксующегося (металлургического) угля – почти вдвое больше, чем объемы поставок в ЕС за весь 2021 г. Если в начале года центральноазиатская страна отгрузила в Европу около 200 тыс. тонн угля, то после начала спецоперации на Украине – уже 350 тыс. тонн – 400 тыс. тонн, в то время как апреле-мае 2021 г. объем поставок составлял только 60 – 70 тыс. тонн. С конца июля – начала августа, на фоне начавшихся с июня отказов Запада от российской продукции, казахстанский угольный экспорт в Европу только нарастает.
Наибольшая часть казахстанского угля – 782 тыс. тонн – идёт в Европу по морю с перевалкой в портах – в основном, Финляндии и прибалтийский стран, известных своей ярой русофобией. Через РФ, Белоруссию и Литву 635 тыс. тонн угля доехало в европейский регион по железной дороге, 90 тыс. тонн – по автодорогам через те же страны.
По данным Бюро национальной статистики, за весь 2021 год Казахстан экспортировал в общей сложности 29,2 млн. тонн угля, из которых на Россию приходилось 19 млн. тонн (свыше 85%), на Швейцарию – 4,8 млн. тонн, на Белоруссию – 1,9 млн. т.
Внешнеторговый эксперт «Альфа-банка» Борис Красноженов отмечает, что у Казахстана достаточно угледобывающих/обогатительных мощностей, чтобы нарастить экспорт угля в ЕС, «но имеются проблемы с логистикой. Потому что использование мощностей РЖД ограничено технически, а также юридически из-за санкций ЕС». Потенциально Казахстан может использовать порт Актау на Каспийском море для экспорта угля в Европу через Азербайджан и Грузию, однако «это перенацеливание потребует времени и инвестиций».
22 августа в Баку прошло очередное межведомственное совещание Азербайджана, Грузии и Турции с обсуждавших возможности увеличения транзита грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ, «Срединный коридор»). Кроме того, грузинские власти ведут интенсивные переговоры об увеличении объема грузоперевозок через этот коридор из Казахстана, сообщил глава Минэкономики Грузии Леван Давиташвили. Об интенсивности процесса свидетельствуют государственные визиты главы правительства Ираклия Гарибашвили Грузии и министров в Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Ранее, в июле глава транспортного комитета РК Касым Тлепов говорил создании «контейнерного хаба в Специальной экономической зоне морского порта Актау», что «позволит наладить грузоперевозки по Транскаспийскому транспортному маршруту». К проекту планируется привлечь мировые логистические компании, а также, в условиях дефицита паромного флота на Каспии, построить собственный в количестве 10 единиц.
Согласно данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, в 2021 г. объем перевозок по ТМТМ за 2021 год составил 586,2 тысячи тонн, а перевозки контейнеров – 25 270 ДФЭ (TEU). В январе-марте 2022 года по маршруту перевезено 266,3 тысячи тонн – на 123 % больше аналогичного периода 2021 года; соответственно контейнерные перевозки возросли на 19 %.
Нельзя не согласиться с грузинским министром в том, что решение имеющихся вопросов займет не один день и, многое зависит от решения международных консорциумов. Как и прежде – надежда на Запад, который поможет, будучи вынужден это делать, искусственно отрезав себя от поставок российских ресурсов. Согласно решениям европейских структур, все контракты на поставки угля из России должны быть завершены уже в августе. Хотя в мае ЕС резко увеличил закупки угля в России – до 4,7 млн т (почти на треть), но уже в июне начался всё более резкий спад с замещением российского угля, в том числе, и казахстанским. Кроме того, в июне – конце июля с.г. к брюссельским «угольным» санкциям присоединились Великобритания, Норвегия, Швейцария, Исландия и Северная Македония, и в ближайшее время ожидаются крупные поставки казахстанского угля и в эти страны.
Такая экспортная политика республики вполне вписывается в её стратегию по более активного развития отношений с Европейским Союзом. В середине июля премьер-министр РК Алихан Смаилов провёл в онлайн-заседание диалоговой платформы «Казахстан – Евросоюз», участники которого обоюдно выступили за расширение взаимного партнёрства. Среди участников мероприятия – глава представительства ЕС в Казахстане, послы Германии, Франции, Испании, Литвы, Польши, Бельгии, Швеции, Словакии, Эстонии, Хорватии, Нидерландов, Болгарии, Чехии, Латвии, Финляндии, Италии, Австрии, Греции и Румынии, главы центральных госорганов и различных предприятий Казахстана.
Казахские участники диалоговой платформе «Казахстан-Евросоюз», 18 июля с.г.
По словам главы правительства, Европейский Союз является «одним из основных политических, торгово-экономических и инвестиционных партнеров Казахстана на протяжении многих лет». За 6 месяцев 2022 года взаимный товарооборот составил 20,1 млрд. долл., что на 51,2% выше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Здесь нельзя не заметить, что столь впечатляющая динамика достигнута на фоне максимально высокой конфликтности в отношениях между Брюсселем и Москвой.
Отметил господин Смаилов и проявляемый европейцами «интерес и к казахстанской горнодобывающей промышленности. Действительно, потенциал сотрудничества в этом секторе огромен. В этой связи, призываем геологические службы стран Европейского союза к совместному партнёрству в сфере цифровизации, развитии геологической науки и в создании отраслевой горнодобывающей инфраструктуры в нашей стране». Разумеется, эти призывы также получили поддержку со стороны партнёров. В соответствии с рекомендациями форума, уже в ближайшее время будут созданы совместные рабочие группы для ускоренного развития сотрудничества в казахстанской горнодобывающей отрасли. По предварительной информации, такие группы и их рекомендации будут сориентированы на долгосрочное сотрудничество в разработке казахстанских месторождений руд цветных металлов (прежде всего медной и хромовой), марганцевой, ураново-ториевой руды и горючих сланцев (1).
Подтверждённые геологоразведкой разведанные ресурсы других полезных ископаемых
Пользуясь сложившейся ситуацией, казахстанские власти пытаются вытеснить (причём надолго) российский уголь с энергетического рынка Европы, занимая в текущем конфликте вполне определённую позицию. Не в последнюю очередь, Казахстан утверждается на европейском угольном рынке путём ценового демпинга на свою продукцию (2), что ещё более препятствует восстановлению позиций российского угля в Евросоюзе в случае теоретического смягчений или отмены санкций.
Очевидно, что столь несбалансированный курс наносит очевидный ущерб не только двусторонним российско-казахстанским отношениям, но также и устойчивости ЕАЭС как эффективного интеграционного объединения. Отсутствие внятной реакции ЕЭК на фактическую «замену» российского угля казахстанском на рынках европейских стран свидетельствует о том, что действовать подобным образом может и любой иной участник Союза, которому до выработки согласованной антисанкционной (и в целом внешнеэкономической политики) ещё весьма далеко.
Алексей Балиев
Примечание
(1) По данным Геологической Службы США (2021 г.), по запасам этих самых сланцев Казахстан, входит в 10 стран-мировых лидеров. Общие геологические запасы этого вида энергетического сырья в республике превышают 4,2 млрд. тонн, подтверждённые – не менее 900 млн. тонн. Уровень освоенности казахстанских горючих сланцев пока не превышает 20%. Крупнейшее месторождение с подтверждёнными запасами почти в 450 млн. тонн, Кендырлик, расположенное около границы с Китаем юго-восточнее озера Зайсан.
(2) В то же время по словам заместителя министра энергетики РК Жандоса Нурмаганбетова, ожидается увеличение стоимости угля с 1 августа текущего года на 7%, увеличение стоимости угля с разреза Богатырь-Комир (Экибастуз) – на 5% с 1 сентября и на 5% с 1 декабря. В целом в течение 2022 года стоимость угля увеличится на 30%. Цена доставки угля по железнодорожным путям увеличилась с начала 2022 года в среднем по Казахстану на 5%. Кроме того, с 1 июля 2022 года стоимость товарного газа в среднем по Казахстану для энергопроизводящих организаций увеличилась на 15%. Существующий уровень предельных тарифов не в полной мере покрывает их затраты, отметил чиновник. Аварийность предприятий выросла на 20%. С 1 июля пересмотрены предельные тарифы на электроэнергию и т.д.